После встречи со спецпредставителем ЕС на Южном Кавказе Питером Семнеби один из «умеренных» участников апрельской акции, лидер «Альянса за Грузию» Ираклий Аласания изъявил желание пойти на переговоры с властью вне прямого эфира. Он пояснил, что на встрече с Саакашвили могут просто присутствовать активисты, «наделенные доверием народа».
Аласания пообещал выслушать позицию правительства, но вновь потребовать назначения досрочных президентских выборов. Однако некоторые проправительственные издания тут же распространили заявление одного из лидеров «Новых правых», входящих в Альянс, Давида Саганелидзе. По его словам, требование об отставке президента оппозиция может снять, если власти выполнят несколько условий. Это практически неосуществимо при нынешней власти, но сама мысль отказаться от борьбы за отставку Саакашвили, судя по заявлению Саганелидзе, перестала казаться крамольной.
Georgia Times попыталась уточнить, какова на самом деле позиция этого политического объединения. Сподвижник Аласания Зураб Абашидзе сказал, что ничего не слышал о выступлении Саганелидзе, а отстранение президента по-прежнему - главная цель оппозиции и «возможности отказаться от неё нет». Абашидзе также пояснил, что «диалог с властью» не следует понимать как поиск компромисса. «Мы просто обменяемся своими идеями, потому что не может быть диалога, когда нет доверия между его участниками», - подчеркнул бывший посол Грузии в России. На вопрос корреспондента Georgia Times, как отнесутся оппозиционные лидеры, если глава государства оттянет дату перевыборов до конца года (как это предлагал депутат парламентского меньшинства Георгий Цагареишвили), Абашидзе отвечать не стал. Он лишь отметил, что это должно быть согласованным решением всех лидеров оппозиции.
Помимо «Альянса за Грузию» к переговорам может присоединиться бывший премьер-министр Зураб Ногаидели и его единомышленники по партии «За Справедливую Грузию». Накануне политик отказался от дальнейшего участия в оппозиционных акциях.
Впрочем, рядовые участники митингов на Руставели, похоже, не одобряют идею переговоров с властью. Когда Ираклий Аласания объявил об этом на митинге в субботу, в толпе поднялся недовольный гул. На выручку пришёл лидер Объединенной оппозиции Леван Гачечиладзе. «В свойственном ему экспрессивном духе он бросил возмущенной площади: «Мы не сумасшедшие, сумасшедший у нас в стране только один. А мы знаем, что за нами Грузия, и не должны отказываться от диалога с властью», - описывает митинг газета «Газета».
Надо сказать, власти активнее, чем прежде, «соблазняют» уличных политиков. На сайте Михаила Саакашвили ещё в субботу появился очередной призыв к диалогу. Правительство дало понять, что на переговоры с Саакашвили можно заявиться и с самым неприятным для него требованием. Парировать доводы оппозиционеров представителям власти будет нетрудно, считает вице-спикер парламента Гиги Церетели, передают грузинские СМИ. Посредниками между оппозиций и правительством выступили экономисты и политологи. Они уговорили главу парламента Давида Бакрадзе на ряд уступок, и после встречи с экспертами он заявил о готовности пойти на конституционные изменения и создание коалиционного правительства, передаёт Regnum. Правда, некоторые организаторы протестной акции отвергли и эти предложения Бакрадзе. Как заявила один из лидеров партии «За Единую Грузию» Эка Беселия, оппозиция не борется за кресла в правительстве.
Сегодня митинги продолжатся. Чтобы поддержать к ним интерес, решено посадить оппозиционеров в клетки. Этот приём почти месяц использовал брат Левана Гачечиладзе Георгий, вещая о несправедливостях режима Саакашвили из сооружённой в телестудии тюремной камеры. Кроме того, теперь сторонники оппозиции будут ночевать в палаточном городке под окнами президента - у его Авлабарской резиденции. Вчера вечером там выступил и Ираклий Аласания. Он снова говорил о готовности встретиться с властями и аргументировать требование по отставке президента. Оппозиция пытается держать правительство «в тонусе» и добиваться от него уступок. Возможно, бескомпромиссные заявления радикалов тоже - лишь необходимый фон для переговоров, которые затевает Аласания. Поскольку власти отказались от применения силы, а продолжающиеся акции наносят серьезный ущерб экономике, то Саакашвили остаётся только приступить к диалогу. Судя по настрою оппонентов, переговоры, если начнутся, будут малопродуктивными и затяжными. Аккурат до 2013 года.
Саломэ Батиани