Маргвелашвили делает очередной выпад в сторону Гарибашвили. Президент Грузии выступил против внесения изменений в закон о гражданстве, которые лишат его права эксклюзивно выдавать гражданство страны. По мнению экспертов, во всем мире такие вопросы решает президент, и то же самое должно быть в Грузии. Так почему нормы Конституции и целый ряд законов по-прежнему противоречат друг другу, и как собираются решать эти вопросы?
Не успел Георгий Маргвелашвили перебраться в здание президентской резиденции в Авлабари, куда до прихода, да и после прихода к власти он наотрез отказывался переходить, как у него появились новые требования. Маргвелашвили уже недоволен изменениями в законе о гражданстве, ограничивающими его власть. В новой редакции вопрос гражданства, как и многие другие, будет решать премьер-министр, который и получил основные рычаги власти в Грузии. Точнее, Маргвелашвили имеет право давать гражданство, однако оно вступит в силу только после подписи главы Кабмина.
Маргвелашвили настолько недоволен новой редакцией закона, которая уже поступила в парламент, что через своего парламентского секретаря передал в высший законодательный орган свои соображения, суть которых в том, что вопрос гражданства, как это и сказано в Конституции, должен решать исключительно президент Грузии.
Данная инициатива действительно вызывает много вопросов. Во-первых, для чего нужно сокращать и так сведенную до минимума власть президента Маргвелашвили, если и он, и премьер Гарибашвили из одной политической команды? Это остается неименным, несмотря на то, что в последнее время налицо определенные проблемы как между президентом и премьером, так и между Маргвелашвили и бывшим премьером Бидзиной Иванишвили. А ведь именно Иванишвили раскрыл перед ним "ворота власти". Без его одобрения Маргвелашвили не то что президентом, даже кандидатом в президенты не стал бы. Все полагали, что "президент-бутафория" будет во всем подчиняться своему хозяину и беспрекословно выполнять все его команды.
Читайте по теме: Маргвелашвили вошел во "Дворец Калигулы"
Но не тут-то было. Даже с урезанными полномочиями, оказавшись в свободном плавании, Маргвелашвили стал играть в собственную игру. Сначала чуть было не наложил вето на один из законопроектов, который утвердило его же парламентское большинство, затем безо всякого согласования с Маргвелашвили и Иванишвили перебрался в резиденцию, построенную во времена Михаила Саакашвили. А теперь протестует против изменений в законе о гражданстве. Проблемы у "Грузинской мечты", как это часто бывает, начались в звене, где все вроде бы должно было идти гладко.
Кстати, позицию Георгия Маргвелашвили поддерживает ряд грузинских НПО, из которых он сам перешел в политику. Видимо, сработала солидарность в знак старой дружбы. Неправительственный сектор также полагает, что существующая редакция Конституции, по которой вопросы гражданства решает президент, не должна быть изменена. Но, что более интересно, позицию президента поддержали и некоторые члены "Национального движения". По их мнению, в данном случае идет атака на институт президента как таковой. Цель — сравнять с землей всенародно избранного главу государства и отнять у него последние остатки полномочий, чтобы премьер-министр Гарибашвили и — за кулисами — Бидзина Иванишвили могли безгранично править в стране. Очевидно, "националы" позабыли, что изменения в Конституции, по которой президент Грузии почти превратился в английскую королеву, были приняты в то время, когда парламентским большинством обладали они.
Читайте также: Иванишвили ополчился на бывшего фаворита
По этому поводу в парламенте Грузии идут активные консультации. Конечно же, "Грузинскую мечту" не устраивает положение, когда за члена их команды заступаются представители противоположного лагеря — "Национального движения". Представители "Мечты" ничего трагичного в последних событиях не видят, уважают различные мнения и убеждены, что премьеру и президенту очень скоро удастся договориться.
Эксперт-конституционалист Автандил Деметрашвили полагает, что вопросы гражданства должен решать президент страны. "По той концепции, которая заложена в новой Конституции Грузии, у президента должен быть целый ряд эксклюзивных полномочий, — сказал Деметрашвили в интервью GeorgiaTimes. — Одним из таких вопросов является получение гражданства. Во всех странах, где различные формы государственного устройства, за редким исключением, этот вопрос решает глава государства".
Эксперт напомнил, что в Грузии главой государства на сегодня является президент, и именно он должен решать такие вопросы. "Не в Конституцию должны быть внесены изменения, а, напротив, законы должны быть приведены в соответствие с Конституцией. Я поддерживаю позицию президента и его администрации", — говорит Деметрашвили.
Эксперт по политическим вопросам Петре Мамрадзе отмечает, что парламенту и президенту еще часто придется встретиться с ситуацией, когда нормы законов и Конституция противоречат друг другу. "Конституционные изменения, которые действуют сейчас, принимались поспешно, — рассказал Мамрадзе GeorgiaTimes. — Они принимались специально для Михаила Саакашвили. Сегодня уже, думаю, ни для кого не секрет, что он собирался плавно перебраться из президентского дворца в кресло премьер-министра Грузии. Потому и сложилась такая ситуация. Очевидно, Саакашвили уже в ранге премьера, собирался решать эти вопросы. А по моему мнению, вопросы гражданства должен решать президент, а не премьер-министр. Это происходит во всех странах мира, и так должно быть и в Грузии".
Спикер парламента Давид Усупашвили отметил, что в вопросе гражданства все спорные моменты очень скоро будут сняты. Однако это вовсе не мешает возникновению новых размолвок между премьером и президентом Маргвелашвили, который явно входит во вкус. Вкус к власти.