«Должно быть понимание того, что в регламенте НАТО ничего не изменилось, - цитирует Апатурая «Интерфакс». - Принцип, принятый в Бухаресте о том, что Грузия и Украина будут членами, как только достигнут стандартов, не изменился. Но суть в том, что республики еще не готовы в смысле реформ. В свою очередь мы как союзники работаем над тем, чтобы помочь Тбилиси и Киеву в достижении необходимых стандартов».
Аппатурай также подчеркнул, что принятие в НАТО Хорватии и Албании как раз свидетельствует о том, что при желании любая страна может войти в блок. «Поэтому не должно быть сомнений в отношении обязательств альянса в плане расширения», - заключил он.
Заявление Аппатурая о том, что двери блока всегда открыты, отнюдь не случайно. Уже сейчас некоторые страны-участницы заговорили о том, что необходимо обозначить границы возможного расширения альянса. «Глобального НАТО я не вижу», - приводили на днях слова канцлера Германии Ангелы Меркель РИА Новости. По ее мнению, для альянса сейчас куда важнее широкое сотрудничество с Россией, нежели расширение. «НАТО хочет иметь в России хорошего партнера, - подчеркнула Меркель. - Вот уже 20 лет мы больше не противники. Времена «холодной войны» безвозвратно ушли, и сейчас мы стоим перед одинаковыми угрозами. Нам необходимо совместно решать весь спектр проблем обеспечения международной безопасности».
Известно, что против расширения НАТО выступает и Россия. «Если речь идет о том, что какую-то страну втягивают в НАТО, когда подавляющее большинство ее населения против этого, наверное, такой подход не соответствует демократическим нормам, - считает министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. - Если же какая-то страна грубо нарушает нормы международного права, касающегося уважения прав меньшинств, неприменения силы, это тоже говорит не о том, что расширение НАТО планируется на добровольных демократических началах, а о том, что здесь может идти речь о каком-то очередном геополитическом проекте». Лавров, понятное дело, имел в виду Украину и Грузию. Согласно проведенным опросам, более половины населения «незалежной» не хотят видеть свою страну в НАТО. В свою очередь, августовская агрессия Тбилиси по сей день играет против Саакашвили.
Возможно, Соединенные Штаты и не пошли бы на «перезагрузку» отношений с Россией, продолжили бы проталкивать бывшие советские республики в НАТО. Но жизнь диктует свои правила: согласие с Москвой сейчас нужно Вашингтону. Укрепление стратегической стабильности, участие в разработке нового документа по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ), возможность обеспечить «коридор» в Афганистан, помощь в решении иранской ядерной проблемы - вот что заставляет США и НАТО смягчить тон в диалоге с Россией.
Противоречия по Южному Кавказу остались, но отходят на второй план. Это подтвердила и прошедшая накануне в Лондоне на саммите «большой двадцатки» встреча Дмитрия Медведева и Барака Обамы. Президенты признали: согласия в оценке августовских событий нет, но безопасность в регионе сейчас куда важнее. «Я буду очень рад видеть президента США и жду его в России в июле, - приводит РИА Новости слова президента Медведева. - Это наиболее теплый месяц, и я надеюсь, что он будет отражать тот дух наших отношений, который характерен для нас в этот период». Барак Обама предложение принял с удовольствием, пообещав продолжить «разговоры по наращиванию и улучшению наших отношений».
Любопытно, что знаковую встречу российского и американского президентов с энтузиазмом восприняли и в Тбилиси. Естественно, на свой лад. Комментируя лондонский «тет-а-тет» президентов России и США, глава грузинского МИДа Григол Вашадзе отметил: «Чем чаще мы будем напоминать России, что она пытается присвоить территории Грузии и что она выполняет шестипунктное соглашение (план Медведева-Саркози - А.Г.), тем лучше. Администрация США сделала именно это. Отношение Штатов к Грузии не есть отношение к какой-нибудь одной партии или президенту, это отношения, основанные на ценностях».
«Приятным фактом» стали разногласия Медведева и Обамы по Кавказу и для политолога Рамаза Сакварелидзе. Обама верен внешней политике новой администрации США, согласно которой «Вашингтон однозначно заявил, что он желает диалога с Россией и нормальных отношений, но не за счет уступок в принципиальных вопросах, - цитирует его GHN. - То, что отношения между Москвой и Вашингтоном сбалансировались, но Белый дом однозначно указал Кремлю, что не намерен уступать кавказскую тему, достойно приветствия». Грузинский политолог, как и официальный Тбилиси, не хотят замечать того, что и Москва, в свою очередь, желает диалога с США и нормальных отношений, но не за счет уступок в принципиальных вопросах. Так что обе державы остаются при своих интересах в отношении кавказских дел.
Артем Горбунов