Мятежный предводитель горского отряда «Монадире» («Охотник») Эмзар Квициани дал интервью агентству «Пирвели», но его обличения с удовольствием перепечатали проправительственные СМИ Грузии.
Напомним, что этот полевой командир в девяностые годы создал в Кодорском ущелье так называемое народное ополчение, которое подчинило себе эту территорию. Президент Эдуард Шеварнадзе легитимизировал деятельность отрядов Квициани и назначил его собственным уполномоченным в регионе. После «революции роз» Квициани оказался вне закона. По приказу тогдашнего министра обороны Ираклия Окруашвили, батальон «Монадире» был расформирован, а комбат уволен из вооружённых сил страны. Подчиниться приказу - значило потерять кормушку, поэтому Квициани поднял вооружённый мятеж.
Власти провели «зачистку» ущелья, и мятежный командир вынужден был бежать. В Россию, как посчитали в Грузии. А те, с кем был связан Квициани, попали в тюрьму. Его сестра Нора, осуждённая за создание незаконного вооруженного формирования и хищение государственного имущества, до сих пор отбывает срок наказания. Экс-глава информационно-разведывательной службы Ираклий Батиашвили, на которого МВД представило компромат в виде записи переговоров с Квициани, уже отсидел и сейчас выступает в рядах оппозиционной «Республиканской партии».
И вот беглец всплывает со своими обвинениями как раз накануне новой смены власти, которой добивается оппозиция. И хотя его стрелы направлены и против нынешних правителей, прикормленные СМИ его с удовольствием цитируют.
Квициани заявляет, что если бы его отряд по сей день находился в ущелье, то Кодори было бы под властью Грузии. Летом 2008 года его бойцы не отступили бы ни на шаг перед войсками Абхазии. Расформирование «Монадире», по его словам, было инициировано американскими покровителями, заинтересованными и в распаде Грузии, и в распаде России. Поэтому все, кто в тот момент способствовал операции в ущелье, являются изменниками Родины, считает Квициани. Это, естественно, и глава государства Михаил Саакашвили, и глава МВД Вано Мерабишвили, и оппозиционеры-оборотни Ираклий Окруашвили, Ираклий Аласания, а заодно Зураб Ногаидели и Нино Бурджанадзе. Этих лидеров оппозиции он считает марионетками иностранных государств: «Если настоящая оппозиция не возьмет вожжи 9 апреля в руки, есть большая опасность, что вновь произойдет замена так, как это случилось в 2003 году, - разглагольствует цитируемый грузинскими СМИ Квициани. - Эту замену осуществят совместно Россия и США тем человеком, который в будущем признает Абхазию и Цхинвали. Это больше в интересах американцев, чем русских, так как американцам это очень нужно для развала России».
Еще до этого интервью Квициани многие называли Ираклия Аласания новым ставленником США. Но никто не порицал его за прежнюю работу на службе у Саакашвили. Экс-представитель Грузии в ООН ранее возглавлял прогрузинское правительство Абхазии. Тогда-то он и оказался, по версии Квициани, в числе «изменников Родины». «Аласания тоже внес свой вклад в потерю Кодорского ущелья... В 2004 году ... я сказал ему, что администрация США поручила властям сдать Кодорское ущелье, но он, конечно, не согласился со мной. Потом я его спросил, кто будет нести ответственность за несдачу Кодори. На что он - слово в слово - ответил: «Я, Ираклий Аласания, несу за это ответственность». Вот и настало время, и спрашиваю Ираклия Аласания: господин Ираклий, почему сдали ущелье?.. То, что сегодня, Вы, Бурджанадзе и Ногаидели пытаетесь убедить народ, что это было ошибкой Саакашвили, не думаете ли таким образом о собственном спасении?» - разоблачает оппозиционных лидеров опальный комбат.
Нино Анзоровну Квициани считает достойной тюремной камеры. Особо тяжкой виной бывшего премьера он называет её позицию на рижском саммите Северного Альянса, когда Бурджанадзе заявила: «Грузия готова пожертвовать Абхазией и Южной Осетией для вступления в НАТО».
Ни Бурджанадзе, ни Аласания не удостоили Квициани ответом. А вот другие оппозиционные лидеры поспешили отречься от полевого командира. В частности, глава Консервативной партии Каха Кукава предположил, что появление Квициани на акциях протеста может входить в планы властей, передаёт «Росбалт». А член парламентской фракции «Христиан-демократы» Нике Лалиашвили выступил в защиту Аласания: «В тот период, когда на повестке дня стоял вопрос расформирования батальона «Монадире», я работал в министерстве обороны и точно знаю, что Аласания был против этого. Подходы Аласания в отношении Абхазии и в целом зон конфликта были довольно рациональны и прагматичны». В свою очередь политолог Каха Гоголашвили опроверг выводы Квициани о том, что следующий ставленник США на посту президента признает сепаратистские регионы. «Ни одно правительство никогда не признает независимость Сухуми и Цхинвали», - заявил он с той категоричностью, которая в Грузии вполне заменяет логические доказательства.
Так на кого же сработал Квициани? Сознательно сотрудничать с изгнавшей его властью разыскиваемый преступник наверно не стал бы. Но то, внимание, которое ему уделили проправительственные СМИ, говорит о том, что из него всё-таки выжали толику пользы - подпортили имидж безупречного Аласания. А может быть, всё было наоборот, и пресная биография претендента на «трон» обзавелась небольшой интригой ровно для того, чтобы «раскрутить» его имидж? По крайней мере, соглашение Квициани с Аласания выглядит более реальным, чем с Саакашвили.
Светлана Болотникова