Прибывшие в Сухум с рабочим визитом спецпредставители ООН, ЕС, и ОБСЕ - Йохан Вербеке, Пьер Морель и Харлампос Христопулос - встретились с главой абхазского МИДа Сергеем Шамбой (на фото) для обсуждения предстоящего раунда женевских переговоров. На встрече Сухум определил свою позицию: следует сначала принять новый мандат миссии ООН, а женевские консультации сделать частью этого мандата или сопутствующим механизмом.
Накануне пресс-служба правительства республики распространила заявление Сергея Шамбы: «Очень важно четко определить формат встреч. Абхазская сторона будет участвовать в них только на равноправной основе. Если же кто-то решит проводить пленарные заседания без нашего участия, мы вообще откажемся от встреч, и ни одна из договоренностей выполнена не будет».
В свою очередь представители международных организаций отметили, что считают необходимым продолжение диалога и поиска путей решения имеющихся в регионе проблем в рамках женевских дискуссий, передает «Росбалт».
Вопрос о статусе участников переговоров в Женеве у абхазской стороны появился еще накануне четвертого раунда. «Абхазия поддерживает проведение дискуссий в женевском формате, но они должны быть рассчитаны на какой-то определенный срок, - цитировала пресс-служба президента Сергея Багапша. - Необходимо также определить статус участников этого процесса, потому что в нынешнем формате нам становится понятно, что перспективы малозначительны». По словам президента, женевские переговоры не принесут пользы до тех пор, пока участники в переговорном процессе «представляют сами себя, но не страну». А, следовательно, те рекомендации и решения, которые будут выработаны в рамках дискуссий, не будут иметь необходимой силы. «Если учитывать, что всякий переговорный процесс должен привести к положительному результату, то, конечно остается понятным, что женевский процесс долго продолжаться не может», - резюмировал тогда президент.
Правда, в рамках последнего раунда переговоров сторонам - Грузии, России, Абхазии, Южной Осетии и учредителям - ООН, ОБСЕ и ЕС удалось достичь определенных результатов. Был принят первый в истории женевских встреч документ - «Предложения по совместным механизмам предотвращения и реагирования на инциденты», согласно которому представители структур, обеспечивающих безопасность в Южной Осетии, Абхазии и Грузии, должны встречаться каждую неделю и обмениваться информацией о ситуации на границе. Стороны обязались прислать своих представителей в грузинское село Эргнети для осуществления договоренностей, но с момента последнего раунда нет никакой информации о таких встречах.
Более того, Абхазию, мягко говоря, не может не смущать откровенная предвзятость Евросоюза. Особенно после его настойчивых рекомендаций Минску не признавать независимость Абхазии и Южной Осетии в обмен на вступление в программу «Восточное партнерство». Как заявил на днях секретарь Совета безопасности Абхазии Станислав Лакоба: «В настоящее время продолжаются переговоры в рамках женевского процесса, но в связи с тем, что Евросоюз в качестве участника делает столь резкие заявления, встает вопрос, стоит ли вообще Абхазии продолжать эти женевские встречи», - цитирует его ИА «Осинформ».
Сейчас возникла некая пауза в переговорном процессе. Все ожидают перемен, в том числе и Грузия. К слову, на днях генсек ООН Пан Ги Мун пообещал, что к середине мая будут выработаны рекомендации относительно наименования миссии ООН, которая осуществляет наблюдение за ситуацией в Грузии и Абхазии. «Наш спецпредставитель по Грузии Йохан Вербеке будет работать более тесно с заинтересованными сторонами, включая Российскую Федерацию, - приводит его слова «Новый Регион». - Я обсуждал это с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и искренне верю, что ООН будет также вносить вклад в последующий женевский процесс, чтобы принести мир и стабильность в регион».
В свою очередь и российская сторона считает, что на данный момент ООН остается единственной международной организацией, сохранившей свой авторитет на Южном Кавказе.
«Роль ООН во всех делах, связанных с последствиями августовского кризиса в прошлом году, относительно выросла, поскольку Евросоюз первоначально играл ключевую роль, - приводит слова постпреда России при ООН Виталия Чуркина ИТАР-ТАСС. - Но роль ЕС была подорвана теми движениями, которые они стали совершать, в частности, нынешнее председательство ЕС и ультиматумы Белоруссии». По словам Чуркина, такого рода непродуманные заявления сковывают возможности дипломатии ЕС играть активную и продуктивную роль в таких ситуациях.
Вот и получается, что накануне пятого раунда переговоров в Женеве надежды Абхазии связаны только с Россией и с ООН. Ну, а к ЕС накопилась уже куча вопросов. После встречи во внешнеполитическом ведомсте Абхазии Пьер Морель не потерял оптимизма и заявляет, что «необходимо продолжить подготовку к пятой встрече в рамках женевского процесса». Правда, дата этого раунда пока не определена. Сергей Шамба в свою очередь четко изложил позицию Сухума: «Мы предлагаем не торопить пятый раунд Женевских дискуссий, - передают «Вести». - Желательно, чтобы он состоялся после доклада Генсека ООН, а многосторонний механизм мог бы начать работать после согласования нового мандата ООН, то есть не ранее середины июня».
Артем Горбунов