Михаил Саакашвили ищет финансирование для библиотеки имени самого себя. Президент Грузии намерен открыть это заведение по примеру США и других западных стран. Михаил Саакашвили заявляет, что он никогда не просил и не отнимал денег у бизнесменов, а сейчас просто хочет найти средства для молодежной библиотеки. Эксперты говорят, что заявления Саакашвили о том, что он не касался грузинских бизнесменов, по меньшей мере циничны.
Темур Баланчивадзе - мелкий бизнесмен. У него собственная компания по перевозке мебели. В этой фирме работает всего 5 человек, и когда группа едет на вызов, Темур едет туда со своими подчиненными. Мужчина, не очень крепкого телосложения, таскает мебель (иногда на 12-13 этаж) вместе с рабочими. "У меня был цех по производству мебели, зарабатывал нормально, спрос на мою продукцию был, - вспоминает Темур Баланчивадзе в беседе с GeorgiaTimes, - одним словом, на жизнь хватало. Но в один прекрасный день, три года назад, нагрянула финансовая полиция и стала проверять документацию. Цех остановили на два месяца. Пока эти органы разбирались, что к чему, я остался без копейки. В результате этот бизнес я потерял. А потом узнал, что проверка была устроена для того, чтобы моим цехом завладела другая компания, приближенная к одному из депутатов бывшего парламента", - говорит Темур.
Этот факт далеко не единственный. В период правления Михаила Саакашвили и "Единого национального движения" у предпринимателей отнимали заводы, фабрики, рестораны, бензоколонки. Все это оказывалось в руках людей, приближенных к бывшей власти.
Но у президента Грузии другая информация о взаимоотношении власти и бизнеса. Михаил Саакашвили, срок полномочий которого истекает всего через несколько дней, задумывается о своем будущем, а заодно и вспоминает прошлое. Саакашвили не без гордости утверждает, что в течение всего срока своего президентства ни у одного бизнесмена денег он не вымогал. Теперь же Михаил Саакашвили "делает исключение для благих целей" и просит бизнесменов-грузин, проживающих в Турции, подсобить ему со строительством президентской библиотеки для молодежи. Библиотеку Саакашвили хочет назвать в свою честь, поскольку открытие подобных библиотек "является хорошей традицией за рубежом", в частности в США. Оказывается, Саакашвили начал строительство этой библиотеки на свои средства, а после истечения президентского срока пытается отыскать дополнительные ресурсы для завершения проекта. Кстати президент Грузии не забывает и о бывших главах государства - Эдуарде Шеварднадзе и Звиаде Гамсахурдиа, которым Саакашвили выделил в библиотеке уголки. Для этого заведения уже собрано более 5-ти тысяч книг.
Саакашвили заявляет о намерении открыть библиотеку во время визита в Турцию. А чтобы не оказаться лишь в роли просящего, делает широкий жест - дает грузинское гражданство еще 3-м тысячам граждан Турции, по происхождению грузинам. Примерно месяц назад Саакашвили уже "подарил" гражданство Грузии более чем тысяче граждан Турции - этническим грузинам.
Что касается слов Саакашвили о том, что он не вымогал денег у бизнесменов, то правдивость подобных заявлений вызывает серьезные сомнения. Возможно, президент лично ни у кого ничего не отбирал и денег не вымогал, но зато в стране была создана целая система по насильственному переоформлению бизнеса на лиц, приближенных к президенту и членам правительства. К 2012 году в стране сложилась ситуация, когда ни одна из сфер бизнеса не осталась без контроля со стороны власти. В то же время Саакашвили и его команда рапортовали западным партнерам о "ведущих позициях Грузии по простоте ведения бизнеса", стране-лидере в плане реформ и других "демократических достижениях" Грузии.
Эксперт по экономическим вопросам Александр Твалчрелидзе называет президента Грузии лгуном. "Я лично знаю не одного бизнесмена, который стал жертвой Саакашвили и его команды, - сказал Твалчрелидзе в интервью GeorgiaTimes. - Это просто смешно, когда Саакашвили и его приближенные говорят о том, что они ни у кого не отбирали денег. Этим занимался и сам Саакашвили, и верхушка власти - Вано Мерабишвили, Зураб Адеишвили, Давид Кезерашвили и другие. Я думаю, что очень скоро встанет вопрос об их ответственности, хотя расследовать подобные дела непросто. Это достаточно долгий процесс, и он может затянуться на несколько лет", - говорит Твалчрелидзе.
Встанет ли вопрос об ответственности самого Саакашвили после президентских выборов, сказать сложно. С одной стороны, все преступные ниточки ведут к нему. С другой стороны, сам Бидзина Иванишвили выступает против преследования политических оппонентов из бывшей власти, как это было после прихода к власти Эдуарда Шеварднадзе и после "революции роз", когда президентом стал Саакашвили. Грузинскому обществу в целом, и власти в частности, предстоит сделать непростой выбор.
Михаил Вардзелашвили