Михаил Саакашвили издал акт о помиловании — вероятно, последний до истечения срока его президентских полномочий. На сей раз Саакашвили снял судимость с условно осужденных и лиц, уже отбывших наказание, — всего примерно 18-ти тысяч человек. По мнению экспертов, президент издал этот указ не из соображений гуманизма, а чтобы создать дополнительные трудности своему основному политическому оппоненту — премьер-министру Бидзине Иванишвили. А заодно и набрать политические очки.
Около резиденции Михаила Саакашвили, где выдают документы о снятии судимости, сегодня выстроилась огромная очередь. Эти люди не скрывают своей радости от происходящего. Некоторые заняли очередь еще в 6 часов утра. "Я очень рада, что мои документы с сегодняшнего дня будут чистыми, — сказала в беседе с GeorgiaTimes бывшая заключенная по имени Нино, которая просидела в тюрьме три года, — все это время пыталась начать работать, начать честно зарабатывать на жизнь, но из-за судимости не получалось. Теперь надеюсь, что найти работу станет легче".
Другой бывший заключенный по имени Гурам говорит, что президент сделал ему очень хороший подарок. "Теперь я смогу поехать за рубеж, — рассказал Гурам корреспонденту GeorgiaTimes. — У меня там много родственников. Я их не видел уже больше десяти лет. Сидел в тюрьме всего шесть месяцев за мелкое хулиганство, а историю испортил на всю жизнь. Я очень рад, что теперь эта ситуация изменится".
Михаил Саакашвили, который посадил в тюрьму почти пол-Грузии, теперь, очевидно, пытается искупить грехи. Во всяком случае, последние инициативы президента, особенно после того как на парламентских выборах победила коалиция "Грузинская мечта", в основном касаются помилования осужденных. Эти акты только в 2013 году Саакашвили издавал уже несколько раз.
В декабре прошлого года, когда парламент Грузии принял "акт об амнистии", в результате которого на свободу была выпущена почти половина отбывающих наказание, коалиция Бидзины Иванишвили "Грузинская мечта" подверглась резкой критике со стороны "Единого национального Движения". "Националы" обвиняли Иванишвили и его команду в том, что под предлогом амнистии политзаключенных на волю отпустили обычных бандитов, а также лиц, осужденных за измену родине. В результате, по версии сторонников Саакашвили, в стране резко ухудшилась криминогенная обстановка, на улицах вновь появились лица, живущие "по понятиям", и все это угрожает безопасности граждан. Особо мрачные прогнозисты предвещали даже "криминальный хаос" в Грузии. Впрочем, статистика МВД не зафиксировала резкого роста уровня правонарушений, а представители полиции говорят, что ситуация находится под контролем.
Теперь, очевидно, Саакашвили решил "стать католиком пуще Папы Римского", и освободить от уголовного бремени всю Грузию. Впрочем, в заявлении администрации президента сказано, что помилование не коснется лиц, осужденных за особо тяжкие преступления — убийства, измену родине и другие вопиющие правонарушения.
Грузинские эксперты опасаются, что столь масштабное освобождение лиц от уголовной ответственности может вызвать рост криминала. "Конечно же, Саакашвили делает это вовсе не из гуманных соображений, — сказал в интервью GeorgiaTimes эксперт по политическим вопросам Сосо Цискаришвили. — Какой он гуманист, думаю, все знают. Скорее всего, его мучает совесть, но эти "мучения" очень запоздали".
"В самом процессе помилования я ничего плохого не вижу, но он происходит настолько неорганизованно, что для оформления документов всех людей может понадобиться создание нового органа власти. И это происходит в стране, где 200 бывших политзаключенных до сих пор не реабилитированы судом. Саакашвили пытается таким образом накалить криминогенную обстановку, чтобы затем критиковать власть. Ведь среди 18 тысяч бывших узников явно появятся такие, которые сочтут, что им все сошло с рук, и они смогут и в будущем снять с себя уголовную ответственность. То есть в результате этого помилования будет проигнорирована одна из самых важных функций уголовного наказания — превентивная", — говорит Цискаришвили.
Эксперт по политическим вопросам Петре Мамрадзе отмечает, что для Саакашвили важно, чтобы в стране было как можно меньше людей, имеющих на него зуб. "После того как Михаил Саакашвили уже не будет президентом, он опасается огромного количества лиц, которым испортил жизнь своей политикой "нулевой толерантности", — заявил Мамрадзе в интервью GeorgiaTimes. — Подобными актами он пытается показать, что он — "добрый Миша", а вот такие, как Вано Мерабишвили, Зураб Адеишвили и Бачо Ахалая — плохие. Он демонстрирует, что пытается успеть и сделать как можно больше добрых дел до истечения срока своих полномочий".
Мамрадзе сомневается, что такие действия Саакашвили вызовут в стране серьезные проблемы, поскольку "среди этих людей огромное количество лиц, в том числе молодежи, которые находились в тюрьме по сфабрикованным обвинениям". "Саакашвили заботится только о своем будущем, а не о будущем этих людей", — говорит эксперт.
Если версии экспертов верны, то Саакашвили в определенном смысле добился своей цели. Среди людей, которых он освобождает от ответственности, много благодарных, которые кроме "реверансов" в адрес Саакашвили высказывают упреки в адрес Бидзины Иванишвили — мол, не пора ли и ему заняться проблемами заключенных?
Михаил Вардзелашвили