Резкая речь президента Грузии с трибуны Генассамблеи ООН получила достойный темперамента Михаила Саакашвили резонанс. Российская делегация не пожелала выслушивать многочисленные упреки, с которыми обрушился на Москву грузинский лидер, и демонстративно покинула зал, обвинив в русофобии и порекомендовав ему обратиться к психиатру. В Грузии, однако, его речь "на ура" восприняло не только родное "Нацдвижение", но и правящая коалиция. Эксперты считают, что ситуация сложнее, чем она кажется на первый взгляд, хотя и отмечают: Саакашвили безусловно желает отомстить России за поражение в 2008-м.
Последнее выступление Михаила Саакашвили как президента Грузии в ГА ООН было прямо нацелено против России и российского руководства. Он не только вновь заявил, что Россия оккупирует Абхазию и Южную Осетию, и раскритиковал идею Евразийского союза, но и обвинил власти РФ в давлении на все "страны периферии", которые когда-то входили в СССР.
Досталось и Владимиру Путину, который, по словам Саакашвили, "через несколько лет уйдет из Кремля и исчезнет из российской политики". "Российские граждане будут помнить его как призрак старых времен — времен коррупции и подавления. Никто не знает, будет ли этот процесс мирным или насильственным, будет ли его последователь националистом или либералом или тем и другим, но важно то, что Россия перестанет тогда быть империей, она станет нормальным государством", — пообещал президент Грузии.
Делегация России не стала выслушивать весь перечень упреков, и демонстративно покинула зал. Постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин назвал выступление грузинского президента "набором бредовых измышлений". "На этот раз это было даже не выступление, а набор бредовых измышлений, носивших не просто антироссийский, а русофобский и антиправославный характер. К счастью для грузинского народа, близок закат политической карьеры этого человека, чье психическое состояние требует профессиональной оценки", — сказал он.
Распространено мнение о том, что на Михаила Саакашвили смотрят исключительно как на любителя громких высказываний и не воспринимают его всерьез. Однако директор Центра политических исследований Сергей Марков в комментарии GeorgiaTimes.info отмечает, что это не совсем так. "На Саакашвили, конечно, реагируют. Не воспринимают все как есть, не берут слова полностью на веру. Все понимают и некоторую его психическую неадекватность, понимают, что это политик, который потерпел военное поражение от России и пытается ей отомстить. Все понимают, что он уходит и хочет громко хлопнуть дверью. Но при этом они говорят: ну, возможно, какая-то доля правды есть в том, что он говорит", — отмечает эксперт.
В этой ситуации Россия должна отвечать Саакашвили на его слова, пусть даже высказанные в такой неприемлемой форме, считает Марков. "Мы должны и жестко реагировать (как мы и сделали сейчас), но и системно реагировать, многократно опровергая эти тезисы. И не только потому, что это сказал Саакашвили. Все-таки то, что сказал Саакашвили, готовы повторить многие, хоть и в менее радикальной форме. Пусть это выступление резкое, неприемлемое для дипломатического сообщества, но это выражение той формы взглядов, которая, к сожалению, существует", — отмечает Сергей Марков.
А журналист Константин Эггерт в беседе с газетой "Коммерсантъ" отметил, что речь Саакашвили — это не только его политическое завещание, но и заявка на будущее.
"Я думаю, что эта очень резкая, недипломатичная критика в адрес российской политики и лично Владимира Путина, конечно, больше всего задела российскую делегацию. Кстати, думаю, что если бы нечто подобное, например, президент России произнес бы в отношении президента Обамы, то, наверно, американская делегация тоже вышла бы из зала заседания Генеральной ассамблеи", — сказал он.
"Наверное, российская делегация должна была покинуть зал — так принято в случае прямой критики главы государства или политики правительства. Часто так бывает, потому что там была довольно прямая критика президента Владимира Путина. Но, если честно сказать, ничего нового. Позиция Саакашвили довольно твердая. И надо сказать, что эта речь, в общем, довольно-таки неплохо написана, с чисто ораторской точки зрения, довольно логично и четко выстроена. Я бы сказал, что это была крайне неприятная речь для российской делегации. Но ею Саакашвили заявил о себе как о человеке, который готов быть гуру политики для постсоветского пространства, для тех, кому не нравится политика Москвы, — отметил эксперт.