Россияне стали оценивать отношения с Грузией гораздо более позитивно, нежели семь лет назад. Как свидетельствуют результаты опроса общественного мнения, проведенного ВЦИОМ, всего 22% граждан РФ назвали российско-грузинские отношения напряженными, тогда как в 200 году их оценивали таким образом 39% опрошенных. Меньше стало и тех, кто указывает на враждебность, — 5%, тогда как семь лет назад их было 14-18%.
Существенно больше по сравнению с 2006 годом, стало тех, кто полагает, что российско-грузинские отношения в норме (24% против 9% соответственно). Однако полностью положительную оценку дают немногие: всего 2% называют их дружественными, а добрососедскими 4%.
Большинство россиян (52%) считают, что положение страны в мире после событий в Южной Осетии в августе 2008 года не изменилось. Об улучшении говорит 21% респондентов. Среди опрошенных 15% считают, что произошедшее в Южной Осетии негативно отразилось на авторитете России.
При этом если в сентябре 2008 года у россиян не было однозначного представления, как именно события в Южной Осетии повлияют на международное положение России, но преобладали негативные прогнозы, то сейчас отношение к событиям 2008 года очень спокойное.
В том, что положение России после событий в Южной Осетии не изменилось, уверены, прежде всего, москвичи и петербуржцы (73%). Жители городов-миллиоников склонны говорить о положительном влиянии — 27%. Противоположное мнение чаще высказывают респонденты, живущие в средних по величине городах РФ (20%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 28-29 июля 2013 года. Были опрошены 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%, передает РБК.
"Изменение отношения к Грузии в лучшую сторону обусловлено тем, то там к власти пришли новые люди, — говорит директор ВЦИОМ Валерий Федоров в беседе с порталом "Актуальные комментарии". — При Саакашвили никакое улучшении не было возможно. Сейчас происходит медленное, но улучшение. Люди это видят, чувствуют, Есть признаки, которые видны практически каждому — появление на российском рынке грузинского вина, "Боржоми" и т. д."
Федоров отметил, что прогноз на будущее в данном случае дать сложно, поскольку все зависит от отношений между государствами.
"Что касается восприятия августовских событий, то здесь все неоднозначно. В 2008 году у нас был некий патриотический угар. Мы были убеждены, что наше дело — правое, и то, как на нас реагируют Европа и США — дело десятое, и мы будем стоять на своем. Затем ситуация изменилась: войн закончилась, но начался экономический кризис. Упали мы довольно здорово. Стало понятно, что война — войной, а с сильными мира сего лучше дружить, чем конфронтировать. Да и вообще значимость данных военных действии резко упала", — отметил он.
"Сегодня ситуация выровнялась. Тот экономический кризис миновал, новый еще не наступил. Если у нас и есть похолодании с США, то оно никак не связано с событиями в Южной Осетии. Эта повестка дня отошла в прошлое. Поэтому люди и считают, что признание Россией ЮО никак не отразилось на международном положении нашей страны. Хотя четыре года назад ситуация была другая, соответственно, были и другие оценки", — говорит эксперт.
Грузинский политический аналитик Михаил Вигнанский ранее отмечал, что внешняя политика Тбилиси с победой на парламентских выборах в 2012 году блока "Грузинская мечта" сдвинулась в сторону прагматизма.
Он пояснил, что оттепель в грузино-российских отношениях наблюдается, однако о политическом эффекте пока не приходится говорить. "Результатом оттепели в наших отношениях стало то, что производимые в Грузии минеральные напитки вернулись в российский рынок, однако о политическом эффекте пока не приходится говорить. В настоящий момент мы видим колючие проволоки на границе с Абхазией и Южной Осетией и дислоцированные там российские военные базы", — сказал он.
При этом Вигнанский заметил, что с приходом к власти команды Иванишвили внешняя политика Грузии не претерпит кардинальных изменений. "Несмотря на то, что нынешнее грузинское руководство несколько подкорректировало внешнюю политику страны, однако европейский вектор Тбилиси не изменится. Грузия продолжает сотрудничество с ЕС, движется к Вильнюсскому саммиту и ожидает подписания Ассоциативного соглашения с Европейским Союзом. Тбилиси также верен курсу по интеграции в НАТО", — подчеркнул эксперт, передает ИА REGNUM.