Председатель ОБСЕ Дора Бакоянни 23 марта посетила с рабочим визитом Тбилиси. На встрече с главой грузинского МИДа Григолом Вашадзе и госминистром по вопросам реинтеграции Темуром Якобашвили она обсудила возможность продолжение работы миссии организации в регионе.
«Мы обсудили с министром Вашадзе все наши инициативы по продлению мандата ОБСЕ в Грузии. Эта беседа была конструктивной, и грузинская сторона проявила максимум понимания, - цитирует Бакоянни ИА «Trend». - Евросоюз не может и не должен оставаться один в Грузии, он не сможет заменить ОБСЕ, так как не обладает большими полномочиями». Бакоянни также подчеркнула, что предлагает решать проблему миссии, исходя из территориальной целостности Грузии.
В свою очередь глава грузинского МИДа Григол Вашадзе отметил: «Грузия нуждается в присутствии ОБСЕ, чтобы при помощи многосторонних усилий решить те проблемы, которые были вызваны российской агрессией и оккупацией конфликтных регионов, - приводит его слова Civil.ge. - У Греции хорошо продуманы основания для достижения компромисса, и грузинская сторона обещает их всячески поддерживать».
Какие именно «основания» хорошо продуманы Грецией, Вашадзе не сообщил. Однако известно, что 21 марта Бакоянни в телефонном разговоре с министром иностранных дел Сергеем Лавровым и госсекретарем США Хиллари Клинтон обсудила вопросы ОБСЕ. Об этом сообщил представитель МИД Греции Йоргос Кумуцакос. В греческой прессе, по информации РИА Новости, тут же заговорили о компромиссном решении по статусу ОБСЕ в Грузии. Однако визит Бакоянни в Тбилиси всех вопросов не снял.
Мандат наблюдателей ОБСЕ истек 1 января этого года. Сейчас на территории Грузии работают 20 военных наблюдателей ОБСЕ, а сама миссия находится в режиме свертывания. В связи со сменой статуса Южной Осетии Россия уже дважды накладывала вето на техническое продление мандата.
Обсуждение проблемы перешло в вялотекущую форму. Россия настаивает на открытии двух самостоятельных миссий в Тбилиси и Цхинвале, а Грузия - на соблюдении собственной «территориальной целостности» со всеми вытекающими последствиями. Накануне визита Бакоянни Григол Вашадзе так прокомментировал сложившуюся ситуацию:
«У нас, к сожалению, нет возможности для оптимистичного настроя, потому что судьба ОБСЕ в Грузии все еще не решена, - передает «Росбалт». - Россия в этом вопросе занимает все ту же жесткую позицию, несмотря на то, что ОБСЕ под председательством Греции несколько раз выступила с хорошо продуманными компромиссными предложениями. Но мы никак не смогли склонить Российскую Федерацию к согласию».
Что ж, сейчас Бакоянни говорит о том, что основополагающий принцип Грузии будет учтен в разработке нового мандата. Но о каких компромиссах с Россией тогда может идти речь? Что, собственно говоря, председатель ОБСЕ могла тогда предложить Лаврову? Остается лишь предположить: Бакоянни понимает сложность ситуации и рассчитывает на некое подобие «технического продления» миссии с одним представительством - в Грузии. Во-первых - компромисс, а во-вторых - наблюдатели все же останутся в регионе.
К слову, после августовских событий Южная Осетия попросту перестала доверять ОБСЕ. Во время недавней встречи с председателем комиссии ПАСЕ по миграции, беженцам и народонаселению Кориен Йонкер президент республики Эдуард Кокойты подчеркнул:
«Мы не раз информировали представителей ОБСЕ о чрезмерной милитаризации Грузии, - цитировал госкомитет по информации и печати республики. - Представители миссии покинули территорию Южной Осетии за несколько часов до начала агрессии. Ставя вопросы об увеличении военных наблюдателей в зоне конфликта, требуя себе более широких полномочий, они прекрасно знали и располагали информацией о том, какое количество живой силы и боевой техники скапливается в непосредственной близости от границ с Южной Осетией». По его словам, наблюдатели не предотвратили трагедию, «молча встали и ушли из зоны конфликта».
А вот Грузию миссия ОБСЕ сейчас устроит в любом формате. Главное - сохранить «территориальную целостность». Чем больше будет в стране миссий, тем лучше, считает официальный Тбилиси. Сейчас в Грузии насчитывается три международных миссии, но инциденты на приграничных территориях не стали реже. Невольно поэтому задаешься вопросом: а следят ли за чем-либо эти наблюдатели?
Артем Горбунов
(фото AP)