За последнее время Белоруссия получила столько настоятельных рекомендаций от Евросоюза по поводу того, как вести себя с новыми странами на Южном Кавказе, что теперь к Минску приковано всеобщее внимание: признает Белоруссия или нет независимость Абхазии и Южной Осетии. Но это лишь то, что лежит на поверхности. Интерес подогревает не только желание узнать, пополнит ли страна, строящая с Россией союзное государство, пока еще очень короткий список тех, кто признал новые геополитические реалии на Кавказе. На самом деле, эксперты пытаются предугадать тот путь, который изберет для себя Белоруссия.
До этой весны Лукашенко удавалось удачно балансировать между Россией и Евросоюзом, грамотно строить отношения с обоими соседями. Однако теперь ЕС поставил Минск фактически перед ультиматумом: или признание вслед за Россией двух южнокавказских республик, или «европейский контекст» реакции на события минувшего августа. В качестве премии за «правильный выбор» Евросоюз сулил участие в программе «Восточное партнерство».
«Минск подвергается сильнейшему давлению со стороны Запада, который требует не признавать независимость ни Абхазии, ни Южной Осетии», - заявил Би-би-си председатель комиссии по вопросам внешней политики Парламентского собрания Союза Белоруссии и России Николай Чергинец.
Россия же, напротив, уважает суверенный выбор своего соседа, официальные лица ультиматумов не выдвигают. Возможно, в Москве понимают, что многолетнее плодотворное сотрудничество в условиях разброда и шатаний постсоветской эпохи, как говорится, дорогого стоит. Да и для Минска сейчас российская «синица в руках» куда важнее, чем европейский «журавль в небе».
«Мы не вели разговоров с российской стороной о том, хотела ли бы она, чтобы Беларусь признала Южную Осетию и Абхазию, - сообщила РИА Новости председатель комитета по международным делам и национальной безопасности Белоруссии Нина Мазай. - Никто никому никаких ультиматумов не ставил, нажимов со стороны России нет, и в таких категориях, как форсированные требования, мы не разговаривали».
Между тем, и у «восточного», и у «западного» сценариев есть свои сторонники. Так, по мнению политолога Кирилла Коктыша, у Белоруссии сейчас нет другого варианта, кроме как признать Абхазию и Южную Осетию. «Уже почти полгода Александр Лукашенко обещает закрыть вопрос: сначала слышались заявления, что это будет сделано до конца 2008 года, потом Минск добился отсрочки до начала апреля 2009-го, - цитирует его радио «Свобода». - В этой связи его визит в Москву не случаен».
Другая точка зрения у зампредседателя оппозиционного белорусского движения «За свободу» Юрия Губаревича. «Я думаю, что этот вопрос уже давно утратил свою актуальность, - приводит его слова Би-би-си. - Прошло более полугода, и за это время практика показала, что признание этих территорий состоялось со стороны считанных стран». Губаревич тут явно лукавит. Если бы «вопрос признания», как он говорит, был не актуален, то почему к нему вернулся на днях генеральный секретарь Совета ЕС Хавьер Солана?
Отношение же самого Александра Лукашенко к любым навязываемым «советам» крайне негативное. «Если они думают, что нас можно держать на каком-то крючке, что нас можно дергать и понукать нами - то при такой позиции мы диалог вести не будем», - процитировал президента Белоруссии ИА Regnum. Эти слова белорусского лидера Европа, похоже, учла. «Решение вопроса о признании независимости Южной Осетии и Абхазии - внутреннее дело Белоруссии», - приводит «Росбалт» слова британского посла в Минске Найджела Гулд-Дэвиса, который, однако, не смог не добавить: «Только ей решать, в какой компании она хочет оказаться».
А председатель Европарламента Ханс-Герт Поттеринг теперь и вовсе ожидает, что Евросоюз в любом случае одобрит включение Белоруссии в «Восточное партнерство», сообщили «Известия». И это неудивительно. Даже если Белоруссия признает южнокавказские республики, Европе не выгодно рвать отношения с Минском. Поскольку альтернативой будет его дальнейшее сближение с Москвой. А этого Солана со товарищи допустить не хотят. Евросоюзу нужны рычаги влияния на Белоруссию, для чего вполне подходит программа «Восточное партнерство». Пусть европейский ультиматум на сей раз и не сработал, в будущем брюссельские мудрецы надеются не ударить в грязь лицом.
Что же до признания Белоруссией Абхазии и Южной Осетии, то ответ на этот вопрос будет скоро получен - весенняя сессия в белорусском парламенте открывается уже 2 апреля.
Артем Горбунов