Бывший премьер-министр Грузии, генеральный секретарь пропрезидентской партии "Единое национальное движение" Вано Мерабишвили, арестованный по делам о коррупции и превышении полномочий, начал голодовку. "Правой руке" Саакашвили не хватает телевизора, на который он может рассчитывать по закону. Кстати, и лишить его телевидения тюремщики в праве на вполне законных основаниях. Такие условия придумало само "Единое национальное движение".
Вано Мерабишвили, арестованный по делам о коррупции и превышении полномочий, начал голодовку, заявил его адвокат Георгий Чивиашвили, передает агентство РАПСИ. Он протестует против отсутствия в его камере телевизора, который позволил бы ему наблюдать за событиями в стране.
"Кроме телевизора, мы также требовали, чтобы администрация тюрьмы выдала доверенность родственникам Мерабишвили, с помощью которой они могли бы управлять его банковскими счетами. На это требования мы не получали ни положительного, ни отрицательного ответа, и исходя из этого Мерабишвили начал головку", — заявил адвокат политика.
Что касается банковской карты, то все средства, поступавшие на нее, задекларированы, поэтому не могут быть арестованы. Так говорит сам Мерабишвили. Сейчас практически все имущество, нажитое им за годы у власти, арестовано, потому родственникам бывшего главы МВД приходится туго.
А вот что касается телевидения, то это более интересный вопрос. Действительно, по закону, заключенный в праве установить у тебя в камере телевизор. Однако ответ на вопрос «разрешить - не разрешить» дает сама администрация тюрьмы, исходя из анализа поведения узника. Если тюремщики сочтут его неприемлемым, то не видать ему «голубого экрана». Это правило, кстати, придумало «Единое национальное движение» - партия, генеральным секретарем которой и является Мерабишвили. То есть, по сути, политик сам лишил себя возможности лицезреть новости.
«Голодовка, не голодовка... Если человек совершает преступление, он должен понести наказание, - говорит заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Феликс Станевский. - Люди многое претерпели от спецслужб и Министерства внутренних дел Грузии, которым долгое время руководил Мерабишвили. Мы с вами были свидетелями многих преступлений, совершенных прежним режимом в отношении нормальных грузинских граждан. Мы были свидетелями обширного, массового нарушения прав человека в Грузии. Так что Вано Мерабишвили, занимавшийся такого рода нарушениями, вполне обоснованно находится сейчас в тюрьме», - считает он.
Эксперт полагает, что вряд ли какие-то действия, будь то голодовка или иски в Страсбургский суд, помогут «серому кардиналу» президента выйти из тюрьмы. «Если бы Мерабишвили доказал свою невиновность, то шанс выйти на свободу у него был бы большим. Но я не думаю, что его безосновательно подвергают уголовному преследованию. По данным грузинских служб, занимающихся Мерабишвили, он оказался в числе из главных организаторов незаконных преследований граждан Грузии. У меня большие сомнения насчет того, что Мерабишвили докажет свою невиновность, - полагает Станевский. - Когда речь идет о таком крупном деятеле, а Мерабишвили де факто был фигурой номер два в грузинской иерархии, руководство страны действует с большой осторожностью. Наверняка были собраны данные, позволяющие посадить его за решетку».
После победы на выборах партии «Грузинская мечта» многие политики, приближенные к Саакашвили, потеряли свой «иммунитет». Кто-то бежал из страны, боясь наказания. Кто-то остался, полагая, что Фемида до него не дотянется. Однако высокопоставленных чиновников начали проверять одного за другим. Саакашвили сразу же заговорил о политическом преследовании его сторонников. Однако Феликс Станевский подчеркивает, что причиной арестов стала не политика, а процесс восстановления справедливости.
«В Грузии существенно влияет на развитие событий массовое требование населения о восстановлении справедливости. Упреки в адрес нынешнего руководства, которые были и со стороны госпожи Бурджанадзе, заключаются в том, что предпринимаемых мер недостаточно. Должны быть более жесткие меры в отношении тех, кто совершил преступление в период, когда у власти находился режим Саакашвили. Я думаю, что потребность в восстановлении справедливости в Грузии является основой для того, чтобы проявлять жесткость и по отношению к тем, кто уже находится в тюрьме, и к тем, кто сумел избежать уголовного преследования, бежав за границу. Но, видимо, и эти вопросы подвешены, и здесь будут приниматься какие-то меры. Я не исключаю, что будут применены новые меры в отношении тех, чьи дела еще не успели расследовать. Возможны и другие аресты».
Мерабишвили был задержан 21 мая по делу о создании фиктивных рабочих мест для сторонников "Нацдвижения" в ходе реализации в 2012 году государственной программы по трудоустройству, а также присвоении фешенебельной дачи на побережье Черного моря в селе Квариати (Аджарская автономная республика) и растрате средств МВД Грузии.
Как заявил адвокат Георгий Чивиашвили, речь идет о нескольких статьях, и Мерабишвили не признает себя виновным ни по одной из них, считая эти обвинения смешными.
Следствие в отношении Мерабишвили ведется по 164-1 статье (подкуп избирателей), третьей части 182 статьи (растрата или присвоение средств с использованием служебного положения, повлекшая серьезный ущерб) и 332-й статье (злоупотребление служебными полномочиями) УК Грузии.
22 мая кутаисский городской суд избрал в качестве меры пресечения для Вано Мерабишвили предварительное заключение. Защита Мерабишвили подала жалобу в апелляционный суд, однако она была отклонена.
29 мая Мерабишвили предъявили новое обвинение в превышении служебных полномочий в связи с делом о разгоне акции оппозиции 26 мая 2011 года. "Иванэ Мерабишвили был признан обвиняемым в превышении служебных полномочий при отягчающих обстоятельствах в соответствии с пунктами "б" и "г" части три статьи 333 УК Грузии. Инкриминируемое действие предполагает лишение свободы от пяти до восьми лет", — говорится в заявлении Главной прокуратуры. 30 мая тбилисский городской суд избрал для Мерабишвили двухмесячное заключение в качестве меры пресечения по данному делу.
По данным прокуратуры, завершается следствие по делу о гибели бывшего сотрудника "Объединенного банка Грузии", 28-летнего Сандро Гиргвлиани.
"Речь идет о деле Сандро Гиргвлиани, в частности, неправильном ведении следствия после его гибели и оказания с этой целью давления на следствие, чтобы высокопоставленные лица, в том числе Бачо Ахалая (экс-министр обороны), смогли избежать ответственности и не было выявлено имя супруги Вано Мерабишвили", — пояснил главный прокурор Арчил Кбилашвили. По его словам, Мерабишвили скоро будет предъявлено новое обвинение в ближайшее время.