В последнее время в Грузии участились случаи нанесения тяжкого вреда собственному здоровью. Это превратилось в своего рода орудие протеста. К этому крайнему методу борьбы прибегают как заключённые, так и свободные граждане. "Женщина подожгла себя прямо на глазах у банковских кредиторов", "Отец проглотил осколки стекла, пытаясь добиться амнистии для своего сына заключённого"... Что заставляет грузин, находящихся в здравом уме и твёрдом рассудке, обращаться к радикальным методам протеста? Через что им приходится пройти, чтобы в конце концов остановиться на этом способе привлечь к себе внимание? И что думает об этом общественность?
Заза Чхиквадзе - один из жителей Тбилиси. До недавнего времени он был относительно свободным гражданином независимой Грузии. Он мог свободно разъезжать по стране, ужинать за одним столом со своей семьёй и целовать на ночь своих детей. Жизнь круто изменилась, когда Заза остался без работы. Несколько месяцев поисков, которые ни к чему не привели, в конце концов сломали волю молодого человека, который и так не отличался особой стойкостью. А тут скончался отец. Заза тяжело перенёс эту потерю. Постепенно у него портился характер, пропадала вера в себя.
Люди, считающие себя невезучими и имеющие низкую самооценку, обладают способностью привлекать к себе людей с аналогичными проблемами, то есть себе подобных. Вот и Заза не стал исключением. В один особо тяжёлый день в компании "доброжелателей" он решил попробовать лёгкий наркотик - марихуану.
Попался он сразу. Суд учёл его семейное положение, наличие малолетнего ребёнка, отсутствие судимости и присудил ему условный срок в 5 лет. Это обстоятельство стало угнетать его ещё больше. Теперь он стал считать себя ещё большим неудачником. "Надо же, так глупо попасться с первого раза". Зазе казалось, что хуже быть уже не может. Кто он в глазах жены, которая, в отличие от него, смогла найти работу и стала в доме за главного?
Отождествляя себя с героем фильма "Нечего терять" Заза Чхиквадзе решил, что теперь уже всё равно. Отчаяние породило вседозволенность и безрассудство. Он запил, а потом "сел" на наркотики. В этот раз какое-то время ему удавалось избежать столкновений с правоохранителями. Только вот продолжалось это недолго. В конце концов он снова попался. Наличие условного срока не оставило возможности для поблажек, и Заза получил 5 лет и 6 месяцев заключения в колонии общего режима.
Тюрьма, как правило, не прибавляет здоровья. Каждый год, проведённый за решёткой, делал букет болезней Зазы более пышным. Болели ноги, печень в результате перенесённого гепатита. Несколько раз Заза попадал в тюремный госпиталь. Всё это время он не прекращал ходатайствовать о досрочном освобождении. Но ответа не было. Только после того, как родственники наняли адвоката, удалось выяснить, что письма его не попадали в соответствующие инстанции - они вообще не выходили за пределы тюремного учреждения.
Наступила осень 2012 года. Вести о предстоящей масштабной амнистии вдохнули надежду в заключённого Зазу Чхиквадзе. Из 1500 осужденных по похожей статье, подавших прошение о досрочном освобождении, выпустили 75. Зазы среди них не было. Но надежда не покидала его и после этого. Смена власти, новое правительство, победа "Грузинской мечты" Бидзины Иванишвили - казалось, в этих условиях может осуществится любая мечта.
Но надежды Зазы Чхиквадзе не оправдались. Сначала он добился того, чтобы его поместили в одиночную камеру. Он никого не хотел видеть, ни с кем не желал контактировать. Члены его семьи, в частности сестра заключённого Ия Чхиквадзе, опасались за состояние его психики. Оставшись один, Заза всё время думал только о том, что ещё можно сделать, чтобы выйти на свободу.
Дьявольское решение проглотить опасные для здоровья предметы пришло не сразу. Но, безусловно, это был момент крайнего отчаяния. Никто ему не может помочь - ни Бог, ни адвокат, ни родственники, так почему бы не попробовать самый крайний способ? Заза проглотил всё, что было возможно в условиях тюремной камеры - пластмассовые ложку и вилку и даже телевизионную антенну. Но этого ему показалось мало. Тогда он разбил зеркало на мелкие кусочки и "съел" осколки. Затем позвонил адвокату и признался ему в содеянном.
В интервью GTimes адвокат Зазы Чхиквадзе Роланд Асаташвили признался, что пришлось долго убеждать администрацию в том, что его подзащитный проглотил предметы, опасные для здоровья. В конце концов он убедил работников пенитенциарного учреждения, и Зазу госпитализировали. После оперативного вмешательства и извлечения предметов из желудка заключённого, проведённого в гражданской клинике, его снова перевели в тюремный госпиталь. Заза вспоминает эти несколько дней в гражданском стационарном учреждении с особой благодарностью. Было очень больно, но зато он чувствовал себя почти свободным человеком.
Сегодня Зазе до конца срока остаётся 9 месяцев. Для заключённого с серьёзными физическими и душевными ранами это невыносимо долгие, полные ужаса месяцы. "Доживу или нет", - всё время думает 40-летний Заза Чхиквадзе. И надеется на то, что его снова переведут в гражданскую больницу. Голодовку, которую он объявлял после хирургической операции на желудке, несколько дней назад, под натиском адвоката, Заза прекратил.
"Не знаю, каким чудом, но мне удалось убедить его в том, что этими методами нам не добиться результата. Зато для того, чтобы в один прекрасные день выйти на свободу, необходимо есть и принимать лекарства. Он сейчас проходит медикаментозное лечение от гепатита и ряда других болезней. На днях отправили в министерство новое ходатайство о досрочном освобождении. Нам сказали, что нужно заключение медицинской экспертизы по поводу состояния его здоровья. Если добьёмся проведение экспертизы, я уверен, что всего остального тоже добьёмся. Ибо состояние его здоровья действительно критическое. Он не выдержит тюремных условий", - говорит адвокат Зазы Чхиквадзе.
Цель этой статьи - не желание оправдать заключённого, который отбывает срок за употребление наркотиков, хотя его близкие в один голос уверяли нас, что он не наркоман, а просто человек, которого сломала жизнь. Вопрос в другом. Почему учреждение, где человек отбывает наказание, должно отнимать здоровье, лишать рассудка и силы воли? Нет случая, чтобы из тюрьмы вернулся человек, окрепший духом, ставший принципиальнее и честнее, желающий и способный вернуться к нормальной жизни. Тюрьма высасывает все жизненные соки, отнимает веру, надежду, здоровье и выбрасывает тебя на обочину жизни. По крайней мере, в Грузии всё именно так.
Когда мы обратились на улице к грузинам и спросили, как они относятся к людям, прибегающим к крайним мерам для привлечения внимания, ответ во всех случаях был похожим. Звучал он примерно так: "Крайне негативно. Это плохой пример для остальных. Сейчас все будут повторять их действия, чтобы добиться решения своей проблемы. Люди начнут сжигать себя, проглатывать стекло и железо, чтобы на них обратили внимание. Разве это дело?"
Эти люди по-своему правы. Но представим на минуту, через что приходится пройти человеку, чтобы решиться на такой отчаянный шаг, как облить себя бензином и поджечь? Или разбить зеркало и проглотить его?
Кама Рзаева