Мужчина и женщина

Политические дрязги разрушают грузинские храмы

Политические дрязги разрушают грузинские храмы. 29279.jpeg

Последние несколько лет грузинские специалисты бьют тревогу по поводу плачевного состояния храмов Ишхани и Ошки, находящихся в исторической Грузии - Тао-Кларджети, ныне Артвине - территории Турции. С началом дождей и таяния снегов тревога усиливалась. "Дышащие на ладан" грузинские храмы требовали немедленной реставрации. Очередные осадки могли нанести древним памятникам зодчества непоправимый урон, и тогда уже было бы нечего спасать. В течение долгого времени между Грузией и Турцией шли переговоры по реставрационным работам, которые каждый раз заканчивались безрезультатно. Бумаги подписывались, а работы не начинались. Ждать действий со стороны властей пришлось довольно долго, потому весть о начале работ по спасению одного из храмов - Ишхани - с особым энтузиазмом была встречена в Грузии. Но не успели работы начаться, как снова застопорились.

На новостных порталах и во всех грузинских СМИ появилась информация: в расположенном в Турции соборе Ишхани возобновились реабилитационные работы. На внешнем фасаде воздвигаются строительные леса, а внутри здания идет очистка покрытого землей пола.
Реставрацию реализовывала победившая в тендере турецкая компания "Анфора Мимарлис ресторасион". Они приступили к работам ещё до подключения грузинских исследователей и архитекторов. Это стало возможным после того, как Турция и Грузия достигли некоей договоренности, согласно которой грузинские специалисты получили право беспрепятственно принять активное участие в реставрации.

На пресс-конференции 8-го апреля глава МИД Грузии Майя Панджикидзе сделала заявление: "Политическое соглашение о том, что восстановление исторических памятников произойдет при участии грузинских специалистов, достигнуто. Но я не могу сказать, конкретно какой специалист, когда и куда отправится. Это прерогатива Министерства культуры и охраны памятников".

Читайте по теме: Грузинские храмы: брошенные в Турции

Итак, турецкая компания приступила к работе. Начали с очищения пола храма от песка и грязи, в результате чего свет увидел слой мозаичного пола. Стало ясно, что требуются специалисты для его изучения. И Министерство культуры и охраны памятников Грузии попросило турецкую сторону временно приостановить работы в соборе. Стало ли обнаружение мозаичного пола непосредственной причиной просьбы грузинской стороны? Собственно говоря, для рабочих, привлечённых на первом этапе к работам в храме, находка эта не имела особого значения. Странно, что они вообще обратили на пол внимание.

В самом Минкультуры причину приостановления работ не называют, однако в информации, распространённой пресс-службой министерства, сказано: "После ознакомления с информацией Агентства культурного наследия Грузии о ходе реставрационных работ в министерстве культуры и охраны памятников прошло специальное собрание с участием министра Гурама Одишарии и других руководителей ведомства. На встрече был запланирован визит в Тао-Кларджети для ознакомления с ходом реставрационных работ. Грузинскую делегацию возглавит первый заместитель министра культуры Марине Мизандари".

По заявлению историка архитектуры Давида Хоштария, работы, осуществляемые в храме Ишхани, приостановлены предположительно с позавчерашнего вечера. Об этом ему сообщил находящийся на территории исторической Тао-Кларджети директор Национального центра рукописей Буба Кудава.

"Я опираюсь на информацию, которую мне сообщил Буба Кудава. Из Эрзурума явился представитель Министерства культуры и приостановил ведущиеся в храме работы. Работы прекращены в основном благодаря усилиям грузинских экспертов, которые не стали ждать реакции со стороны правительства. Мы связались с компанией "Анфора Мимарлис ресторасион", являющейся автором реставрационного проекта. Её представители не присутствуют на работах, и поэтому им не было известно, что под насыпью земли был обнаружен пол. Это взволновало их, они связались с теми, кто осуществляет реставрацию, и с министерством культуры, попросив приостановить работы в храме. В настоящее время они прекращены", - заявляет Хоштария.

По словам Давида Хоштарии, в ближайшие дни в Турцию отравится группа грузинских специалистов. Он поедет вместе с ними, чтобы ознакомится с ситуацией на месте.

Пока с грузинской стороны на месте работ побывал только хорепископ патриарха Грузии, митрополит Ахалцихе и Тао-Кларджети Теодор Чуадзе. Он говорит, что ремонтные работы в храме Ишхани осуществляют рабочие одной из строительных компаний. По его словам, из храма вынесено большое количество земли и камней, на которых просматриваются фрагменты фресок, что вызывает большое беспокойство.

"То, что я увидел, вызывает тревогу... При проводимых там работах не присутствуют ни археологи, ни архитекторы. Ремонтные работы осуществляет одна из строительных компаний", - сообщил владыка Теодор.
Как отметил хорепископ патриарха Грузии, по словам рабочих, компания, осуществляющая работы, которые финансируются турецкой стороной, победила в проведенном тендере.

"В связи с этим мы обратились в посольство Турции в Грузии и в МИД Грузии. Почему-то обещание о вовлечении в реставрационные работы грузинских специалистов не выполняется. Если это не случится, я сомневаюсь, чтобы там что-нибудь останется. Как будет восстановлен храм, нам совершенно неизвестно", - беспокоится владыка Теодор.
И всё-таки, почему всё так затягивается? Неужели снова бюрократические процедуры тормозят богоугодное дело? Этот вопрос в Грузии задают себе все независимые эксперты в области архитектуры, археологии и истории.

Но вот на прошлой неделе стало известно, что в администрацию президента поступил документ о защите грузинских и турецких памятников культуры в двух странах, подготовленный МИД и Министерством культуры и охраны памятников Грузии. Часть документа, который отмечен грифом "весьма срочно", подразумевает осуществление некоторых изменений в крепости, которую в XVIII веке построил Ахмед-паша, относительно новой части собора. Президент и члены его команды выступили против указанных изменений. Выходит, остановка работ по реабилитации собора Ишхани - это всего лишь результат внутригрузинских дрязг.