В Цхинвал 13 марта прибыла председатель комиссии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по миграции, беженцам и народонаселению Кориен Йонкер. В программе ее визита - встречи с официальными лицами Южной Осетии и посещение Ахалгорского района.
Как сообщил РИА Новости неназванный источник в ПАСЕ, Йонкер обсудит с представителями республики ход выполнения резолюции ассамблеи «О гуманитарных последствиях войны между Грузией и Россией», принятой в январе. Само название документа, надо сказать, уже несет в себе некое осуждение российской стороны во время августовского конфликта. Не говоря об официальной позиции ПАСЕ, которая потребовала от России аннулировать признание независимости Южной Осетии и Абхазии. Поэтому в Цхинвале к визиту Йонкер относятся настороженно.
«ПАСЕ не раз демонстрировал нам свое пренебрежительное отношение, - цитирует ИА ОСинформ вице-спикера парламента республики Юрия Дзиццойты. - Хотелось бы надеется, что сейчас ассамблея объективно осветит произошедшие события в Южной Осетии, в строгом соответствии с их внутренней логикой. Если представители ПАСЕ способны на это, то мы будем рады принимать их всегда и на любом уровне».
Действительно, с чего бы осетинам полагаться на ассамблею, которая виновником августовских событий назвала Россию, а власти Южной Осетии по сей день называют «фактическими»? Тем более что зимой, как писала «Независимая Газета», Йонкер была «крайне обеспокоена ситуацией с безопасностью этнических грузин в Абхазии - в Гальском районе и Кодорском ущелье, а также грузин, живущих в Южной Осетии». При этом «высоко оценив» действия Тбилиси по смягчению гуманитарных последствий конфликта и ни словом не обмолвившись об югоосетинских беженцах.
Вероятно, на предстоящих встречах представители Южной Осетии озадачат Кориен Йонкер вопросами возвращения своих жителей на территорию республики. В частности тех из них, которые по сей день находятся в Грузии. Напомним, как сообщил 11 марта «Росбалт», пропавшие в октябре прошлого года трое граждан Южной Осетии «нашлись» в одной из грузинских тюрем. По словам уполномоченного по правам человека при президенте республики Давида Санакоева, их обнаружили представители офиса народного защитника Грузии Созара Субари. При этом Санакоев подчеркнул, что ранее грузинская сторона неоднократно отрицала факт нахождения осетин в правоохранительных органах Грузии, даже официально заявляла об этом на женевских переговорах. Теперь, очевидно, в непростой ситуации придется разбираться как раз Кориен Йонкер.
Как отметил накануне встречи Давид Санакоев: «Ранее мы неоднократно заявляли, что пропавшие люди находятся на грузинской территории и удерживаются властями. Наши слова подтвердились. Мы надеемся, что будет какая-то реакция со стороны европейских организаций, которая позволит освободить заложников».
Однако есть в Южной Осетии и проблемы, связанные с возвращением беженцев в республику. Которые, кстати, покинули свои дома не только в августе прошлого года, но и в ходе грузино-югоосетинского конфликта в начале девяностых. По данным ИА ОСинформ, несколько тысяч граждан Южной Осетии сейчас проживает на территории Северной Осетии. А для их возвращения необходима социально-материальная база.
Кстати, на днях в Цхинвале уже занялись этим вопросом. По информации ИА Regnum, 10 марта президиум республики утвердил концепцию по возвращению беженцев в Южную Осетию. Эта концепция затрагивает не только гуманитарную, но и социально-культурную сферу.
«Мы считаем, что реабилитация беженцев - сфера гуманитарной работы, - процитировала «Комсомольская правда» министра здравоохранения и социального развития Нугзара Габараева. - Программа будет способствовать реабилитации села, адаптации репатриантов и беженцев. Когда в стране социально-политические катаклизмы, все стремятся в город, где, как кажется, легче выживать. Наша же задача - восстановить села в Южной Осетии, ведь сельское хозяйство - одна из наших самых конкурентоспособных сторон. Кроме возрождения села, данная программа способствует сохранению культуры и традиций в чистом виде. Но предстоит еще большая работа». По словам Габараева, в рамках программы будет создан Фонд беженцев и перемещенных лиц, попечительский совет и межведомственная комиссия, в которую войдут представители власти.
Предложит ли Цхинвалу свою помощь ПАСЕ в деле возвращения беженцев? Или визит представительницы ассамблеи будет лишь формальностью? В любом случае, у Кориен Йонкер будет возможность на месте ознакомиться с ситуацией, побеседовав с жителями Цхинвала и югоосетинских сел.
Артем Горбунов