Эка Беселия - генсекретарь партии «Движение за единую Грузию», которую возглавляет Ираклий Окруашвили, - еще в конце февраля заявила, что вынужденно находящийся в политэмиграции экс-министр намерен вернуться домой и активно участвовать в акциях протеста оппозиции. Перспективу возвращения радикального политика в Грузии восприняли неоднозначно. Одни эксперты прогнозировали обострение ситуации на политической арене в связи с появлением воинственного лидера «Движения за единую Грузию», другие поговаривали о тайном сговоре парижского сидельца с властями.
Простые же смертные, привыкшие к политическим шоу под аккомпанемент арестов и судебных процессов, гадали - арестуют Окруашвили или нет? Ведь с другими власти не церемонились. Нвапример, бывший министр госбезопасности Ираклий Батиашвили оказался за решеткой из-за телефонного звонка опального Квициани, поднявшего бунт в Сванетии. А бывшего министра МВД Кобу Нарчемашвили арестовали прямо на панихиде супруги экс-президента страны Нанули Шеварднадзе, что вызвало ропот: молодые «революционеры» не уважают кавказские традиции.
Так что вся интрига о будущем Окруашвили - впереди. Пока он не только не вернулся в Грузию, но и столкнулся с запретом властей на выход в телеэфир из Парижа. Появление Ираклия Окруашвили было запланировано на первом канале, который ныне зовется «Общественным вещателем», в ходе «Политической недели» популярной журналистки Инги Григолия. Но не состоялось.
Более того, руководство телеканала выступило со специальным заявлением. Его суть сводилась к тому, что «Общественный вещатель» считает-де нарушением международных стандартов предоставление эфира осужденным лицам, которые разыскиваются государством. Среди personae non gratae были перечислены бывший министр безопасности Грузии Игорь Гиоргадзе, Ираклий Окруашвили, бывший уполномоченный президента в регионе Квемо Картли (Восточная Грузия) Леван Мамаладзе, далее руководство канала скромно продолжило «и др.». На самом деле - имя им легион, тех самых бывших, которые ныне на родину - ни ногой. «Общественный вещатель» не станет пропагандистским оружием ни одной политической партии», - говорится в заявлении.
Руководство «Общественного вещателя» заодно обвинило и Эку Беселия в «давлении» на канал. Последняя негодовала: «Если первый канал не пускает в эфир «осужденных», то непонятно с какой целью Инга Григолия вела переговоры с Ираклием Окруашвили? «Общественный вещатель» принадлежит обществу и обязан предоставлять эфир любому человеку, в том числе осужденному и, тем более, политическому беженцу. Мы воспринимаем это, как диктат власти».
Возможно, страсти побушуют и все уляжется. На этот обычный в Грузии сценарий и надеются власти. Ведь до сих пор расследуется дело о гибели первого премьера Зураба Жвания. До сих пор журналисты точат перья по поводу ущемления своих прав. До сих пор правозащитники разводят руками по поводу введения конституционных поправок, позволяющих президенту распускать парламент. До сих пор оппозиция негодует по поводу ответственности властей за августовские события. Пока же Инга Григолия в знак протеста демонстративно ушла с должности заместителя гендиректора первого канала.
Между тем, нужно отметить, что аналитическая передача Инги Григолия «Политическая неделя» на первом лидировала в рейтинге популярности. По итогам опроса, проведенного еженедельником «Квирис палитра» («Палитра недели») именно этой передаче отдали предпочтение большинство респондентов - 54 процента. Хотя лишить людей любимой передачи или любимой телеведущий - это для властей даже не проступок. Случались инциденты и поострее. Ворвался же ОМОН на телеканал «Имеди» («Надежда») в 2007 году. А в этом грузинскую «Надежду» продали арабской компании, экспроприировали у законных владельцев акции другого ведущего телеканала - «Рустави-2». В череде таких громких дел демарш Инги Григолия - лишь небольшой штрих к общей картине попрания в стране свободы и демократии. А ведь не так давно сам Джордж Буш называл Грузию «маяком демократии».
Кстати, во влиятельной американской газете на этой неделе появилась статья под характерным названием: «Грузия - страна, остановленная на пути к демократии». Эта смена акцентов по отношению к Грузии на Западе, однако, не смущает Тбилиси. Буквально на днях, как сообщает «Росбалт», Михаил Саакашвили заверил, что в Грузии будет такая же демократия и свобода, как в Европе, и даже лучше. Но пока грузинам приходится, увы, довольствоваться тем, что есть.
Ирина Пташковская