Мужчина и женщина

Армяне Тбилиси уходят на дно

Армяне Тбилиси уходят на дно. 28993.jpeg

Тема армянской общины в Тбилиси часто становится предметом острых обсуждений и ожесточенной критики. Круг проблем общины охватывает такие сферы, как образование на родном языке, возвращение объявленных спорными церквей, миграция, ассимиляция и прочее. Но, несмотря на свои размеры (прядка 80 тысяч человек), армянская община столицы сильно разобщена и мало интересуется защитой своих интересов. Как отмечают местные армянские активисты, в плане общественно-политической активности община находится в глубокой яме. Как социальному организму, ей "дальше некуда упасть".

"Об активности армянской общины в положительном плане я бы не стала говорить. Во время каких-то мероприятий, касающихся различных сторон общинной жизни, собираются 100-150 человек, что очень мало по сравнению с реальным количеством тбилисских армян. Например, 24 апреля (день памяти жертв Геноцида армян - примечание автора) собираются от силы 500 человек. Это, можно сказать, постоянный актив, где мы все друг дрога знаем, однако вместе с этим не знаем огромное количество армян. Они сами по себе живут со своими проблемами, не хотят быть вовлечены в общинную деятельность", - сказала в беседе с GTimes местная армянская активистка Ирена Оганджанова, демонстрируя только что выпущенный на трех языках журнал об армянских художниках в Тбилиси.

Причиной пассивности армян Ирена считает страх, который "генетически присутствует у них". Многие элементарно отказываются подписываться под ежегодным обращением в парламент по поводу признания геноцида армян в Османской империи в 1915 году со стороны Грузии. "Проблемами общины реально занимаются одни и те же люди, которые везде друг друга знают хорошо. Этот круг иногда расширяется, но в незначительных размерах", - подчеркнула она.

Читайте также: Верят ли армяне в "Грузинскую мечту"?

На ее взгляд, армянам негде "тусоваться". "Они хотят встретиться, поговорить о великих армянах по всему миру и так далее. Опять-таки, один и тот же контингент собирается каждое воскресение во дворе церкви и рассуждает на разные темы - от быта до политики. Двор церкви в течение последних лет превратился в место, где армяне собираются, ощущают себя частью общины. Совсем не обязательно, чтобы туда приходили религиозные люди. Они приходят во двор церкви пообщаться, обсудить последние новости. Многие могут и не зайти в церковь", - подчеркнула она. Ирена Оганджанова добавила, что в последние годы заметна тенденция к тому, что армяне становятся последователями ГПЦ. Часто люди ходят в грузинскую церковь просто потому, что она близко, и им без разницы, где молиться.

Рассредоточенное состояние и глухое безразличие многих местных армян к жизни общины и к защите своих прав свидетельствует о кризисе идентичности. Одна из местных армянок при встрече с нами в Тбилиси, касаясь данной темы, тревожно заметила: "При Сталине нас сослали в Сибирь, где я выросла и учила русский язык. После его (Сталина) смерти мы вернулись в Тбилиси. В результате я стала русскоязычной армянкой, которая живет в Тбилиси и не владеет родным языком".

Подобных примеров размывания самости среди армян довольно много, что, согласно мнениям наблюдателей, является корнем всех проблем, касающихся их отчужденности от общинной жизни. Здесь немаловажную роль, как отмечают местные армяне, играет и негативное отношение грузинского общества к проблемам нацменьшинств. К этому прибавилась существующая до сих пор политика власти, направленная на "ассимиляцию или выдавливание нежелательных элементов".

Читайте также: Между Арменией и Грузией стоит Церковь?

"В плане идентичности город, конечно же, диктует свои правила. Здесь многие границы размываются и невозможно легко сохранить идентичность. Несмотря на это, есть сегодня "островки" в городе (Метрострой, Элия, Авлабари, Варкетели), где большинство населения - армяне, однако там нет ни одной армянской школы. Школы были, но они закрылись за последние 10 лет", - заявил в беседе с корреспондентом GTimes представитель общественной организации "Армянская община Грузии" Сандро Оганов.

Оганов, несмотря на свой молодой возраст, активно участвует в жизни общины уже несколько лет. Он в деталях рассказывает о проблемах местных армян, которые, по его словам, сходятся к одной точке: "Речь идет об обеспечении условий для эффективной защиты элементарных прав армян, которые являются гражданами Грузии. При наличии политической воли указанные проблемы можно быстро решить, поскольку мы не требуем ничего нового". Помимо этого, как рассуждает Сандро, и грузинское общество не воспринимает "нас в качестве равноправных граждан, и такие настроения поддерживаются определенными силами".

Такое нетерпимое отношение, конечно, не может не оставить следа на 80-тысячной общине, которая с каждым годом либо сокращается в размерах "благодаря" миграции, либо уходит на дно и даже не хочет вспоминать о своем армянстве. Отсюда такой часто встречающийся в общине "механизм приспособления", как смена фамилий, либо выбор таких имен (Давид, Гоги, Гиорги) для младенцев, чтобы их армянское происхождение не бросалось в глаза.

"Создается ситуация, когда не быть армянином намного удобнее, чем признать свою идентичность и взять на себя определенную ответственность. Нападкам же среди нацменьшинств больше всего подвергаются армяне, поскольку армянская община - самая большая в Тбилиси", - признал Оганов, недоумевая, что в последнее время политика государства в отношении армянского меньшинства связывается с климатом отношений с Арменией, "хотя такого не должно быть".

Другой представитель того же НПО указал на то, что нетерпимое отношение части грузинского общества к национальным проблемам часто подогревается со стороны Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). "Это самая мощная "политическая" сила в Грузии, где сконцентрирован националистический заряд. Церковь фактически в какой-то мере продолжает линию Звида Гамсахурдиа, который в свое время объявил, что Грузия - дом грузин, а все другие здесь гости. Это делается на уровне рядовых священников (конечно, не обо всех идет речь), когда во время духовных служб они объясняют людям в селах, среди которых много малограмотных, насколько у армян неправильная религия и прочее", - подчеркнул наш собеседник.

Все наши собеседники сошлись во мнении о том, что основные проблемы армянской общины Тбилиси должны быть решены не в формате армяно-грузинских межгосударственных отношений, а в рамках обеспечения элементарных прав граждан Грузии. Многие проблемы, кроме церковного вопроса, можно решить очень быстро при наличии воли. В этом плане в общине бытует надежда, подпитанная обещаниями и пока не подкрепленная конкретными шагами. "Пока что в этом направлении, кроме освобождения армянского активиста из Джавахети Ваагна Чахаляна, других конкретных шагов со стороны нового правительства мы не заметили. Однако частичное включение вопросов, интересующих армян Грузии, в предвыборную программу блока "Грузинская мечта" дает надежду, что придет время, когда все встанет на свои места, и проблемы наконец-то будут решены", - заключил Сандро Оганов.

Карен Арменакян