Замминистра иностранных дел России Григорий Карасин назвал «грубым публичным давлением» тираду главы МИД Чехии Карела Шварценберга, который поставил вопрос участия Белоруссии в «Восточном партнерстве» в зависимость от позиции Минска по отношению к суверенитету Абхазии и Южной Осетии.
Карел Шварценберг на заседании Совета ЕС, в котором Чехия сейчас председательствует, пригрозил, что возможное признание новых кавказских государств поставит Белоруссию «вне европейского контекста». С позицией по Южной Осетии и Абхазии парламент Белоруссии, как ожидалось, должен был определиться в апреле. Однако когда версталась повестка весенней сессии, этот вопрос решили отложить.
Выпад чешского министра получил официальную оценку МИД России. «Заявление Шварценберга надо признать грубым публичным давлением со стороны председательства ЕС на Белоруссию. В недопустимой ультимативной форме Минску предлагают ради возможности сближения с Европой поступиться правом суверенного принятия решений по крупным вопросам внешней политики», - прокомментировал ситуацию Григорий Карасин в интервью газете «Известия».
Южная Осетия и Абхазия уже отреагировали на слова чешского представителя ЕС. Во внешнеполитических ведомствах двух республик считают, что ультиматум Шварценберга «ставит под угрозу проходящий под эгидой Евросоюза процесс женевских дискуссий». И, как добавил Карасин, позиция председательствующей Чехии «противоречит плану Медведева - Саркози и ставит под сомнение действенность участия Евросоюза в урегулировании последствий августовского кризиса, вызванного грузинской агрессией против Южной Осетии».
Примечательно, что именно Чехия, одна из «новых» стран в ЕС, выступила с предостережением Белоруссии. Как отмечают эксперты, мнение стран-неофитов Евросоюза часто стало не совпадать со взглядами стран-старожилов. Раскол между «старыми» и «новыми» членами ЕС явно проявился на недавнем чрезвычайном саммите в Брюсселе. Девять «новичков» - Польша, Венгрия, Словакия, Чехия, Болгария, Румыния, Литва, Латвия и Эстония - попросили предоставить кредит в 190 миллиардов евро для борьбы с кризисом. Но получили категорический отказ. «Старая» Европа показала, что не собирается «кормить» бывшие страны восточного блока.
Однако, у этого решения есть и политические мотивы. «Новые члены Евросоюза фактически противопоставили себя «старой» Европе и стали проводниками американского влияния в Евросоюзе», - охарактеризовал ситуацию вице-президент Центра политических технологий Сергей Михеев в интервью KM.RU. По его словам, в Западной Европе это понимают. Скрытая ориентация восточных государств на США проявилась, например, в 2003 году, в начале кампании в Ираке. Тогда Франция и Германия категорически отказались поддержать Вашингтон, а «новички» вошли в антииракскую коалицию. Явно не в интересах Западной Европы Польша и страны Балтии затягивали переговоры с Россией по проекту «Северный поток».
Шварценбергом, возможно, тоже руководит невидимая рука из-за океана. МИД РФ считает, что его заявление помешает женевским переговорам. Что ж, нет особых оснований полагать, что США заинтересованы в достижении компромиссов по ситуации вокруг Грузии. Если же поставленное министром Чехии условие отпугнет Белоруссию от присоединения к «Восточному партнерству», это также будет на руку Вашингтону. Вряд ли там восторженно воспринимают амбициозные планы Евросоюза по экономической интеграции бывших республик СССР в ЕС.
Впрочем, после антикризисного саммита под вопросом оказалась жизнеспособность самого европейского объединения. Как отмечает британская «The Guardian», неспособность стран Западной Европы спасти восточные экономики, порождает разочарование в рядах «новобранцев» ЕС. «Вера в концепцию единой и свободной Европы оказалась под угрозой подрыва», - пишет издание. В таких обстоятельствах Евросоюзу придется думать о том, как удержать уже присоединенные страны и умерить свои планы расширения на восток. И этому, скорее всего, тоже порадуются за Атлантическим океаном.
Светлана Болотникова