Если смотреть на Землю из космоса, то определить месторасположение Грузии достаточно легко: там, где концентрация зеленого цвета между черным и Каспийским морями выше всего - там и расположена Грузия, которая относится к числу самых лесистых стран мира. В грузинских лесах преобладают ценные породы деревьев. Наибольшую площадь занимают буковые леса, значительны также массивы дубовых, дубово-грабовых, еловых, пихтовых, сосновых, каштановых лесов. Но, к сожалению, использование лесных ресурсов страны происходит совершенно нерационально.
Лесами покрыто свыше 40 % территории Грузии. При этом около 98 % лесов расположено в горных районах, на склонах, что только увеличивает их почвозащитное и водоохранное значение.
В первую очередь нужно обратить внимание на почти что катастрофическую ситуацию с уникальными массивами каштановых лесов в Западной Грузии. Высокий спрос на древесину каштана за рубежом привел к чрезмерной вырубке этого ценного дерева, причем под видом "рубок ухода" (предусматривающих вырубку прежде всего больных и ослабленных деревьев) рубились и отправлялись на экспорт вполне здоровые вековые деревья. В итоге каштановые леса Грузии значительно поредели, и это заметно буквально невооруженным глазом, если посмотреть на склоны гор в Имерети в начале лета, когда каштан цветет. Каштановых деревьев явно стало меньше по сравнению с советскими временами, и те каштаны, которые остались, как правило, молодые и невысокие - явный признак того, что наиболее ценные деревья давно спилены.
Не лучше обстоит ситуация и с буковыми лесами. Причем самое прискорбное в том, что, помимо экспорта, в необработанном виде значительная часть этой ценнейшей породы идет просто на дрова. Между тем топить печь буком - это все равно что топить ассигнациями. Бук - одна из лучших пород для производства высококачественной мебели. Парадокс, но Грузия за зиму сжигает в печках тысячи кубометров ценнейшей древесины, и при этом состоятельные граждане покупают дорогую импортную мебель из низкокачественного ДСП.
На еще одном популярном в Грузии "лесном промысле" нужно остановиться особо. Прошедшие новогодние праздники во всем мире были отмечены повышенным спросом на так называемую "датскую ель" - пихту Нордмана, на выращивании которой специализируется Дания. Тысячи гектаров земли в этой стране и в соседней Германии отведены под выращивание этого вида пихты в качестве новогоднего дерева. В отличие от обычной ели пихта Нордмана может не осыпаться месяцами.
Между тем "датскую ель" было бы корректнее назвать "грузинкой", поскольку за последние 20 лет почти 90 % посевного материала в ту же Данию для плантаций пихты Нордмана (или пихты кавказской) поставляется из Грузии. Главным центром "шишечного промысла" в Грузии является Рача, прежде всего Амбролаурский район.
Чтобы вырастить 5 тыс. "датских" елочек, нужен примерно 1 кг семян пихты Нордмана, который получается из 10 кг шишек. Цена 1 кг семян пихты в Дании - около 100 евро. Реализовав же новогодние деревья, выращенные из этих семян через 5-10 лет, по 30-100 евро за штуку (в зависимости от размера и качества) лесопитомник может выручить 150-500 тысяч евро. По некоторым оценкам, всего европейский бизнес с "датскими елями" оценивается в 2 млрд евро, и "основа" этого бизнеса - грузинские шишки.
Сборщикам в Грузии, которые рискуют жизнью, залезая на 50-60 метровые пихты, в минувшем сезоне платили 5 лари за 10 кг шишек (чуть больше 2 евро). И это считается почти счастьем, учитывая массовую безработицу в горных районах. Таким образом, бизнес для фирм, которые имеют лицензию на сбор и торговлю пихтовыми семенами, получается сверхдоходным. Но при этом среди сборщиков шишек в последние годы зафиксированы десятки несчастных случаев, часто со смертельным исходом, а те, кому посчастливилось выжить, сорвавшись с пихт, иногда на всю жизнь остаются инвалидами..
Увы, но долгое время Грузия не сможет быть поставщиком семян для "датских елок". По вполне объективным причинам. Дело в том, что кавказская пихта, в зависимости от условий произрастания, начинает плодоносить примерно в 50-70-летнем возрасте. Массовое "увлечение" пихтой Нордмана в Европе началось примерно 30-40 лет назад, и деревья, растущие в датских и немецких лесопитомниках, пока что попросту не достигли возраста плодоношения. "Свои" шишки и семена пихты Нордмана в Европе можно было достать разве что в ботанических садах, поэтому и возник спрос на семена пихты из Грузии.
Однако время идет, пихты растут, и с каждым годом то на одной, то на другой пихте Нордмана, растущей в Европе, появляются шишки. В итоге спустя некоторое время Дания и Германия смогут удовлетворять спрос на семена за собственный счет и попросту откажутся от закупок грузинских семян. Какой же отсюда следует вывод?
Пока не поздно, Грузия должна заняться выращиванием пихты "на новогодние елки" на подходящих для этого участках. Вместо того чтобы подвергать опасности жизнь и здоровье своих граждан, карабкающихся на 40-50 метровую высоту за шишками, Грузия вполне может зарабатывать на экспорте новогодних пихт, которые на своей "исторической родине" вряд ли будут худшего качества, чем в далекой Дании.
Пихта, судя по нынешним новогодним праздникам, и в Грузии стала самым популярным новогодним деревом. На елочных базарах из имеющегося ассортимента (если не считать традиционные грузинские чичилаки и искусственные елки) большим спросом пользовались именно пихты.
Настало время Грузии использовать свои лесные богатства с умом и с пользой для экономики и перестать бездумно разбазаривать их на дрова и экспорт дешевого "кругляка". Хватит размениваться на шишки.
Владимир Цхведиани