В письме из Минюста Грузии на имя матери Ваагна Чахаляна - Гаяне Чахалян, не были указаны причины отказа в допуске иностранного адвоката. Как рассказал GeorgiaTimes председатель армянского аналитического центра «Митк» Грант Мелик-Шахназарян, все необходимые документы были предоставлены, но чиновники посчитали участие европейского юриста в судебном процессе по делу лидера движения «Единый Джавакх», его отца и младшего брата нецелесообразным.
Союз общественных организаций по репатриации и освоению «Еркир» расценил этот отказ как явное и грубое нарушение грузинскими властями гарантированных Конституцией и законами прав Ваагна Чахаляна и членов его семьи. «Это еще одно доказательство того, что судебный процесс над джавахкским деятелем является исключительно политическим, и более того, его ход открыто направляется и координируется грузинскими властями», - говорится в заявлении «Еркира». Союз выступил с призывом к международным правозащитным организациям дать соответствующую оценку факту отказа в регистрации адвоката и оказать воздействие на Тбилиси.
Ваагн Чахалян и члены его семьи были арестованы в июле 2008 года. Поводом послужили взрыв у дома главы полиции Ахалкалаки Самвела Петросяна и последовавшие за этим убийства двух полицейских во время обысков. После этого в Джавахети начались настоящие облавы на лидеров движения «Единый Джавахк». Один из них, Гурген Ширинян, успел сбежать до ареста. В декабре его заочно осудили по статье «убийство» на 17 лет лишения свободы. Ваагна Чахаляна и его семью обвинили в незаконном хранении и приобретении оружия, организации массовых беспорядков и сопротивлении сотрудникам полиции.
Сейчас интересы подсудимого представляет гражданин Армении Степан Восканян. Грузинские адвокатские конторы отказались защищать Чахаляна. Как пояснил GeorgiaTimes Грант Мелик-Шахназарян, они просто не хотят вмешиваться в скандальное дело и портить отношения с властями.
Помощь европейского адвоката, по словам главы МИТК, понадобилась после того, как Восканян убедился в грубейших нарушениях, допускаемых грузинским правосудием. До сих пор не проведена дактилоскопическая экспертиза оружия, найденного в доме Чахалянов, не установлено, стреляли ли из него вообще. Последнее судебное заседание было назначено на 26 февраля, но не состоялось, потому что для доставки заключенного из Тбилиси в Ахалцихский суд, якобы, не нашлось топлива. Защитник заявляет, что его ходатайства не рассматриваются, дело преднамеренно затягивается. Переводчица в суде, по словам Восканяна плохо передает суть реплик прокурора, и из-за этого адвокат не может по существу возразить обвинителю.
Присутствие европейского адвоката, во-первых, помогло бы избежать ущемлений прав подсудимого, во-вторых, способствовало бы подготовке иска в Европейский суд в Страсбурге. Видимо, ни то, ни другое не устраивает грузинские власти. Препятствий иностранному адвокату Восканяну Минюст чинить не стал. Французского же специалиста в области прав человека Грузия допустить к судебному процессу побоялась.
А ведь совсем недавно министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе и председатель парламента Давид Бакрадзе по очереди ездили в Ереван, чтобы уверить армянских коллег в том, что между странами «нет неразрешимых проблем». К визиту спикера, кстати, армянские общественные организации приурочили акцию протеста против преследований джавахкских армян. Как уже писала GeorgiaTimes, грузинские власти подозревают их в сепаратизме. В январе этого года за решеткой оказались еще два общественных деятеля - директор Молодежного центра Ахалцха Григор Минасян и председатель благотворительной организации «Шарль Азнавур» Саркис Акопджанян.
Минюст вроде бы и не нарушил законы Грузии, отказав в допуске иностранному адвокату. Однако в странах Европы, интегрироваться в которую так жаждут грузины, деятельность зарубежных юристов законодательно не ограничена. Так что, действия «маленькой кавказской демократии» идут вразрез с принятыми в ЕС принципами. Правда, зарубежные покровители Грузии предпочитают закрывать глаза на подобные нарушения прав человека. Так, несмотря на персональное обращение союза «Еркир» к комиссару Совета Европы по правам человека Томасу Хаммербергу и международной правозащитной организации Amnesty International, эти организации до сих пор не выразили свое отношение к фактам преследования джавахкских армян.
Светлана Болотникова