В Дагестане снова произошло убийство мусульманского священнослужителя. Вчера вечером неизвестные расстреляли во дворе собственного дома Гаджи Алиева, имама мечети села Хаджалмахи. Убитый был известным на всю республику религиозным просветителем, сторонником традиционного ислама и беспощадным критиком религиозного экстремизма и террора. Собеседник издания Руслан Гереев считает, что убийство Гаджи Алиева было знаком к прекращению недавно начатого диалога между мусульманами-суфистами и салафитами.
Гаджи Алиев был известным религиозным просветителем Дагестана, последователем суфийского ислама и непримиримым критиком радикальных исламистов. Он выступал с критикой "джихадистов" как во время хутб-пятничных проповедей, так и на сходах жителей села. Имам Джума-мечети обличал не только террор, но и любое насилие, которое мусульманин совершает по отношению к мусульманину.
11 ноября этого года случилось то, что случилось... Примерно в 19.45 по местному времени имам вернулся домой с молитвы. Во дворе дома его поджидали неизвестные личности, которые завели с Гаджи Алиевым разговор на повышенных тонах. Некоторое время спустя "заговорили" автоматы. Расстреляв в упор просветителя, убийцы ретировались в неизвестном направлении.
Алиев более двадцати лет служил имамом мечети села Хаджалмахи, которое находится в Левашинском районе Дагестана, в самом центре республики. Среди уроженцев этого района много известных имен. Среди них мэр Махачкалы Саид Амиров, покойный министр финансов Дагестана Гамид Гамидов и его родной брат Абусамат - нынешний глава финансового ведомства республики. Самыми известными уроженцами Левашинского района являются нынешний президент Дагестана Магомедсалам Магомедов и его отец, Магомедали Магомедов.
На протяжении последних лет село Хаджалмахи было ареной политических раздоров, которые иногда перерастали в кровопролитие. Конфликтовали в основном представители двух национальных объединений - даргинцы и аварцы. 11 декабря 2010 года здесь был убит глава сельской администрации Абумуслим Нурмагомедов. Немного раньше конфликт на почве власти пришелся на выборы депутатов сельского и районного собраний. Сторонники кандидата-даргинца несколько раз перекрывали идущую через Хаджалмахи дорогу республиканского значения, которая связывает горные аварские районы с равниной и крупными городами республики. Обе соперничающие силы неоднократно пытались привлечь на свою сторону имама Джума-мечети Хаджалмахи Гаджи Алиева, поскольку его имя было известно на всю республику. Но на эти предложения имам отвечал примерно так: я вне политики и поддержу того, кого выберет народ.
Исламские радикалы несколько раз пытались запугать "строптивого" имама. В мае 2012 года они подбросили Алиеву флэшку с угрозами. Предупреждения шли и в последующие месяцы, но Гаджи Алиев в своей позиции был непреклонен. При этом, когда в республике был заявлен процесс диалога между суфистами и салафитами, он его только приветствовал, так как надеялся, что это поможет покончить с кровопролитием в Дагестане.
Муфтий Чечни Султан Мирзаев назвал убийство Гаджи Алиева "наглым вызовом и подлым ударом". "Это вопиющий акт бесчеловечности, наглый вызов всем мусульманам, подлый удар по чувствам всех верующих. Бандиты, совершившие это злодеяние, оскорбляют религиозные чувства всех людей, пренебрегают всеми принципами общечеловеческой морали. Преступники, прикрываясь псевдорелигиозными лозунгами, пытаются присвоить себе право судить о вере мусульман, лишать людей жизни. Своими зверскими действиями пытаются поселить в сердцах народов страх. Но этого никогда не будет! Виновники понесут суровое наказание!" - сказал Султан-хаджи в интервью мусульманским СМИ.
Свое мнение по поводу кровавых событий в Хаджалмахи для GTimes также изложил Руслан Гереев, директор Центра исламских исследований Северного Кавказа.
"Пошла тревожная тенденция. Это очень плохой сигнал для всей дагестанской общественности, не только религиозной. Убитый имам выступал против религиозного раскола в исламе и экстремизма, призывал к диалогу. А нынешняя ситуация такова, что этот диалог кто-то хочет непременно сорвать. 31 октября в Дербенте убивают салафитского имама Каримуллу Ибрагимова, спустя какие-то десять дней - имама-суфиста Гаджи Алиева. Такое ощущение, будто намеренно стравливают суфистов и салафитов. Но суфийско-салафитский диалог не нужно срывать ни в коем случае, поскольку убийцы имамов на это и расчитывают. В этих условиях диалог становится особенно важным событием, которое должно и обязательно будет иметь свое продолжение. Я так уверенно говорю, потому ни суфисты, ни салафиты не выразили своего прямого отказа от диалога как способа решения многих проблем, назревших в религиозной сфере республики. А этих проблем много. Главная - отсутствие государственно-конфессиональных отношений в Дагестане. Государство должно быть заинтересовано в диалоге, должно сделать его приоритетом в официальной религиозной политике".