Мужчина и женщина

"Русский марш" на кавказский лад

пп. 28646.jpeg

На Северном Кавказе в День народного единства "Русского марша" как такового не случилось. В единственном русском регионе - на Ставрополье - его запретили краевые власти, а участников несанкционированных гуляний у памятника Ермолову в Ставрополе увезли в ОВД. В республиках, где русские составляют меньшинство, такое мероприятие и вовсе было невозможным. Здесь не любят, когда россиян начинают делить по национальностям.

"Русский марш" в Ставрополе планировали за месяц до мероприятия. В социальных сетях собирали националистов, которых не устраивает положение русского народа в собственной стране и особенно в единственном русском регионе Северо-Кавказского федерального округа. Приехать хотели даже жители Калмыкии, где маршей не было отродясь. Но, как и в прошлом году, власти русским маршировать запретили. И, как и в прошлом году, они все же вышли к памятнику генералу Алексею Ермолову - покорителю Кавказа. И снова были задержаны полицией.

Евгений Русич, активный житель Ставрополя, занимавшийся организацией марша, рассказал корреспонденту "Большого Кавказа", что в планы устроителей вмешалась краевая администрация. "Мотивировали тем, что мы живем на Кавказе, у нас очень сложная обстановка", - пояснил он. При этом, по словам Русича, городская администрация была не только не против, а согласилась поддержать инициативу.

Дело в том, что марш в Ставрополе задумывался не как акция националистов, а как общегородской праздник 400-летнего юбилея изгнания поляков из Кремля. "У нас планировалось юбилейное шествие, потом общегородское мероприятие с праздничным концертом, семейный праздник. Там выступали бы казачьи станичные ансамбли. Мы хотели пригласить Николая Емелина либо группу "Алиса". Но вышло так: все пришли, всех позабирали в отделение", - сокрушается Русич.

Вообще-то в этом году выходить на несанкционированное шествие было опаснее, чем в прошлом. Ведь штрафы для организаторов теперь составляют 300-400 тысяч рублей. Но ставропольцы использовали опыт "оппозиционных гуляний" в столице.

"А кто мне запретить гулять по моей родной русской земле? Разрешения не дали и в Пятигорске, но и там вышли, - отметил собеседник "Большого Кавказа". - В Ставрополе вообще было два митинга. Один у ЛДПР, на площади "200-летия". А у нас - у памятника генералу Ермолову. Задержаны были человек 70, в том числе и я. Нас вежливо попросили проехать в отделение полиции, а потом сразу отпустили, без штрафов. Нас задержали, чтобы мы не провоцировали ППСников. Мы пришли с воздушными шариками. И у нас был семейный флаг князя Пожарского, который мы хотели запустить в небо. При попытке запуска нас окружили со всех сторон. Мы хотели организовать марш с новой, пока еще не зарегистрированной партией "Новая сила". Пришли в городскую администрацию со своей идеей, нас поддержали. Проходит какое-то время, и администрация края запретила по всему Ставрополью".

Если Русич затевал праздник победы над поляками, то чувства кавказцев он этим задеть не мог. Чего же испугались власти? "Власти... Нас же просто отдали СКФО как ненужную вещь. Сказали - забирайте, теперь вы Кавказ, - объясняет Русич. - А вообще, провокации были бы. Там, недалеко от памятника Ермолову, за цирком, собралось около 20 человек нерусских национальностей. Если бы марш был, это бы плохо закончилось. В прошлом году после марша шесть русских парней в пешеходном переходе порезали то ли грека, то ли армянина. Скоро суд над ними будет".

Ставрополец считает, что акции в других городах России прошли организованно, но "каждый двигает свою идею, вот в этом и нет единства среди лидеров правой молодежи". "Вроде как должны быть юбилейные праздники, шествия. Но один выступал под лозунгами "Долой статью 282" , другой - "Даешь свободу политзаключенным". Третьим просто было интересно прийти в повязке и покричать "зиг хайль". Я этого не понимаю, - признался Евгений Русич. - Если вы видели группу "В Контакте", там было ясно написано: человек, который придет в маске с криками "зиг хайль", мы его будем считать провокатором и предателем русского народа".

В республиках Северного Кавказа к идее "русских маршей" в принципе относятся неодобрительно.

"Никакие акции не нужны, ни русских, ни нерусских. Они вносят разлад в межнациональные отношения, - полагает глава дагестанского общественного фонда "Согратль" Ахмед Ахмедилов. - Подчеркивать национальность не нужно, это ни к чему хорошему не приведет. Может, мы тогда аварский марш проведем? Этот праздник - день народного единства. Не единения русского народа. С кем ему объединяться? Самому с собой? Что эти марши подчеркивают? Что русским хуже, чем всем остальным национальностям? У нас давно отменена графа национальность, и мы все россияне. Этого достаточно. Я, например, ни одного русского не обижаю. Если они кем-то обижены, то должны обращаться в официальные органы и выяснять в судах. Я не обижаю русских, и меня русские не обижают - все, проблемы нет".

По словам Ахмедилова, в Дагестане нет ни таких маршей, ни обострения межнациональных отношений. "У нас по национальностям никогда не делили. В Москве делят. В Ставрополе тоже делят. Я когда приезжаю в Ставропольский край, если полицейский пропустил машину с номерами нашего региона, он даже вслед свистит, - смеется глава "Согратля". - Ему очень интересно, поэтому останавливает автомобили по национальности".

Осудил "русские марши" и завкафедрой истории России Карачаево-черкесского госуниверситета Рустам Бегеулов. "Я к любым националистическим проявлениям отношусь плохо. Русский марш является одним из таких проявлений. Поскольку у нас даже на законодательном уровне пропаганда таких вещей запрещена, то очень странно, что марши прошли. Подобные вещи должны строго караться", - заявил он в комментарии "Большому Кавказу".

На вопрос о том, имеют ли место в реальности те проблемы русского народа в собственной стране, о которых говорят националисты, Бегеулов ответил: "Думаю, что около 80-85 процентов проблем, которые у нас в государстве существуют в этой сфере, из-за того, что у нас не работает правоохранительная система и не соблюдаются законы. Если что-то нельзя делать, то за это надо привлекать к ответственности независимо от национальности и религиозной принадлежности. Если в Москве кого-то раздражает, что кто-то ставит громкую музыку, лезгинку у себя в машине, то он таким образом и здесь ездит, и его за это к административной ответственности не привлекают. У меня был знакомый - любитель в пьяном виде за рулем разъезжать. Здесь можно на национальные издержки списать, потому что у него были родственники и знакомые менты. Но он же таким образом до Ростовской области доезжал и обратно. А деньги у него были. Он чуть из-за рубля не вываливался, но по 5-10 тысяч платил и ездил, пока столб не встретил".

В свою очередь председатель чеченского отделения клуба "Многонациональная Россия" Муса Дунаев призвал россиян не делиться по национальностям, а сплотиться перед лицом серьезной внешней угрозы, как это было во Вторую мировую войну. "Вы знаете, когда начали показывать позитив о чеченцах - вот мы такие красавчики, герои России, - я подумал: "Неужели у России скоро появится новый враг?" И буквально сразу появились южноосетинские проблемы. У нас пошла мобилизация на грузинском направлении. Когда нет внешнего врага, кавказцы, конечно, опять уходят в негатив, и появляется такая реакция, как "Русский марш", как кампания "Хватит кормить Кавказ", - отметил он в разговоре с корреспондентом "Большого Кавказа". - Нам нужно понять, что грядет третья мировая война, через пять-десять лет. После Сирии и Ирана будет Россия, и тогда предстоит Русский и Кавказский марш, как наши деды вместе воевали с внешним врагом. И нам надо думать, как и что предпринимать. Вот мое мнение".