Мужчина и женщина

Теракт в парламенте Армении: вопросы без ответа

Теракт в парламенте Армении: вопросы без ответа. 28582.jpeg

Прошло уже 13 лет со дня теракта в здании парламента Армении, жертвами которого стали 8 человек, в том числе премьер-министр Вазген Саркисян и спикер парламента Карен Демирчян. Но многие в стране с большим скепсисом относятся к полноценному раскрытию "дела 27 октября". Депутаты от правящей Республиканской партии Армении (РПА) каждый год в этот день повторяют одно и то же: организаторы "расстрела парламента" до сих пор не найдены.

Все исполнители преступления 27 октября были арестованы и приговорены к пожизненному заключению. Им были предъявлены обвинения сразу по нескольким статьям УК, включая измену родине и терроризм. Посещая мемориал жертвам беспрецедентного теракта, возведенный во дворе Национального собрания, представители власти заявляют о намерении сделать все, чтобы разобраться в деле до конца. "Раскрытие указанного преступления является делом чести для нашего народа и государства", - подчеркнул 27 октября при посещении мемориала жертв теракта спикер парламента Армении Овик Абрамян.

Дальнейшая судьба террористов: ликвидация слабых?

История самого громкого преступления в постсоветской Армении продолжилась и после заключения под стражу на пожизненный срок группы террористов - Наири Унаняна, его брата Карена Унаняна, их дяди Врама Галстяна, а также Дереника Беджаняна, Эдика Григоряна и Ашота Князяна. Довольно интересно сложилась судьба самих террористов, а также некоторых лиц, которые имели косвенное или прямое отношение к преступлению.

Теракт в парламенте Армении: вопросы без ответа. 28583.jpeg
Погибший Вазген Саркисян

Норайр Егиазарян, поставлявший преступной группе оружие, умер в следственном изоляторе "Нубарашен" 29 августа 2000 года, не дожив до суда. Согласно официальной версии, Егиазарян погиб в результате несчастного случая - от удара током. При странных обстоятельствах в 2000 году оказалась в США и там же умерла медсестра, принимавшая участие в первичном осмотре тел убитых в здании парламента. На предварительном следствии она сделала весьма необычное заявление, рассказав, что, кроме террористической группы Унаняна, в Национальном собрании находились и другие вооруженные люди.

Странные смерти на этом не закончились. В декабре 2002 года в подъезде своего дома был убит Тигран Нагдалян, председатель Общественной телерадиокомпании Армении. Интересно, что адвокат семьи Вазгена Саркисяна, Олег Юношев, ранее обвинил Нагдаляна в причастности к теракту, в частности в выдаче террористам документов, по которым им удалось пройти в здание парламента, а также в монтаже видеозаписи событий 27 октября. В организации убийства Нагдаляна был обвинен Армен Саркисян - брат покойного Вазгена Саркисяна.

В апреле 2004 года Врам Галстян, дядя Нири Унаняна, был найден повешенным в своей квартире. Интересно, что за несколько дней до смерти Галстян заговорил о том, что собирается сделать заявление, касающееся теракта 27 октября. Наконец, водитель автомобиля, на котором перемещались террористы, Гамлет Степанян, осужденный на 14 лет лишения свободы (который уже скоро должен был быть выпущен на свободу), в мае 2010 года неожиданно скончался в тюрьме.

После отмеченных выше странных событий местные эксперты и оппозиционные лидеры начали говорить о том, что организаторы теракта убирают лишние фигуры, дабы избежать нежелательных утечек информации. По их мнению, это своеобразные превентивные меры по ликвидации слабых звеньев в цепочке "дела 27 октября".

Вопросы, которые остались без ответа

Оппозиционные партии Армении, СМИ, тяготеющие к этим же силам, а также родственники и друзья погибших во время теракта уже 13 лет подряд задаются вопросами, на которые пока нет четких ответов. Во-первых, как считают эксперты по вопросам безопасности, события 27 октября 1999 года продемонстрировали полную недееспособность спецслужб Армении, ибо указанное преступление является лакмусовой бумажкой их эффективности.

Теракт в парламенте Армении: вопросы без ответа. 28584.jpeg
Памятник жертвам теракта

Как в те дни отмечали СМИ, непонятные явления наблюдались еще во время переговоров об освобождении заложников. Для ликвидации террористов вызвали группу "Альфа" из Москвы. Главе террористической группы Наири Унаняну, когда тот решил сдаться, по решению президента Армении Роберта Кочаряна было разрешено оставить при себе пистолет. Кроме того, он имел личные гарантии неприкосновенности от президента. Затем пошли слухи о том, что Унанян находился в орбите Министерства национальной безопасности страны (ныне Служба национальной безопасности) и якобы был агентом.

О связях Унаняна со спецслужбами Армении первым заговорил бывший начальник пенитенциарного управления Мушег Сагателя (друг Вазгена Саркисяна). С его слов, Наири Унанян действительно был завербован со стороны МНБ. Тогда ведомство сначала не отреагировало на заявление, однако потом было сказано, что работа с Унаняном действительно велась, но по линии его турецких связей.

Одной из главных странностей "дела 27 октября" было то, что практически никто из главных ответственных лиц по части национальной безопасности страны после крупного прокола не был наказан. Так, главу управления по борьбе с терроризмом МБН наградили орденом, начальник управления контрразведки Саша Саакян в 2001 году был назначен главой регионального управления министерства нацбезопасности области Арагацотн. Наконец, министр внутренних дел и национальной безопасности Армении (1996-1999 гг.) Серж Саргсян (ныне президент страны) был назначен руководителем администрации президента, а затем секретарем Совета национальной безопасности.

Аршалуйс Мгдесян