Мужчина и женщина

Курбан-Байрам по-ставропольски

Курбан-Байрам по-ставропольски. 28580.jpeg

В отличие от Москвы, где Курбан-Байрам снова вызвал трудности в передвижении по городу, в Ставропольском крае мусульманский праздник проходит удивительно тихо. На весь край мечетей раз-два и обчелся, а где их нет - нет и всеобщих гуляний. В Пятигорске, приютившем Духовное управление мусульман Ставрополья, власти решили устроить сегодня общегородской Хэллоуин. А вот в селе Кара-Тюбе Нефтекумского района, где были запрещены хиджабы, мусульмане празднуют на широкую ногу.

Мусульман на Ставрополье около 500 тысяч на два миллиона двести тысяч населения края. Все они сегодня отмечали Курбан-Байрам, но далеко не все это делали в соответствии с традициями. Во-первых, выходным днем он не стал, как в соседних мусульманских республиках, хотя губернатор края Валерий Зеренков направил в муфтият официальные поздравления. А во-вторых, мечетей в крае совсем немного, и даже молельные дома есть не во всех населенных пунктах, где живут приверженцы ислама.

Долгое время мусульманские общины на Ставрополье испытывали трудности с регистрацией в муниципальных органах, хотя "Свидетелей Иеговы" или протестантов без проблем вносили в списки общественных организаций. В отношении мусульман ситуация начала меняться только после того, как в 2010 году из общего с Карачаево-Черкесией управления мусульман выделилось ДУМ Ставропольского края. За год его работы количество официально зарегистрированных мусульманских общин выросло вдвое.

Мечети растут гораздо медленнее. В Пятигорске строят мечеть для Российской ассоциации исламского согласия, а в Кисловодске - центральную мечеть края. В Ставрополе долгие годы мусульмане пытаются отсудить у краеведческого музея мечеть в самом сердце города. Она совсем невелика по размерам. В ней расположен музей ставропольского "Шишкина" - художника Павла Гречишкина. Там никогда не отправлялись религиозные обряды, и большинство жителей ближайших домов всегда выступали против того, чтобы поблизости кричал муэдзин.

Есть мечети в некоторых селах - ауле Чур, Канглах, поселке Индустрия. Но чаще всего для совершения намазов используются бывшие магазины, как в селах Каясула и Тукуй-Мектеб, или частные дома, как в селе Чернолесском Новоселицкого района Ставропольского края. Несколько лет назад тамошние власти запрещали мусульманам совершать молитвы, собравшись вместе. Об этом нарушении прав человека писал кавказовед Ахмет Ярлыкапов, напоминая, что "мусульманам предписано совершать совместную молитву хотя бы раз в неделю в пятницу, причем шафииты должны собираться в количестве не менее 40 человек для того, чтобы их пятничная молитва была признана действительной". Сегодня Чернолесское - один из немногих населенных пунктов, где Курбан-Байрам празднуют целыми улицами.

Лет семь назад в Буденновске, в центре восточной зоны Ставрополья, Курбан-Байрам отмечали как общегородской праздник. На центральном стадионе пели, показывали сценки, устраивали конкурсы, а в завершение всех желающих, вне зависимости от вероисповедания, кормили шулюмом из вкуснейшего барашка. Где его резали, не знаю, но точно не на виду у прохожих. Уже тогда миграция из Дагестана в восточные районы края набирала обороты, и на празднике было полно гостей. Правда, мероприятие не напоминало религиозный обряд.

Сегодня такого праздника в Буденновском районе нет. Как говорят торгующие на рынке (несмотря на Курбан-Байрам) мусульмане, нет мечети - нет и общего стола. Вот в Иргаклы, или в Чернолесском, или в прославившемся на всю страну из-за школьных хиджабов селе Кара-Тюбе люди отмечают всем миром. "У нас только по домам празднуют", - говорят здешние даргинцы. Впрочем, в их сельских подворьях никакого массового движения сегодня тоже не было заметно. Ни криков барашков, ни шума гостей, ни тем более угощения соседей по улице.

В Пятигорске, где сейчас базируется Духовное управление мусульман края, мечеть, как обычно, собрала всех своих прихожан на праздничную молитву. Но главным сегодняшним событием в столице СКФО станет вовсе не Курбан-Байрам, а... Хэллоуин. Дело в том, что администрация города решила устроить в этот день на одной из главных площадей первое в истории Пятигорска молодежное культурно-массовое мероприятие "Halloween Party". Его цель - познакомить пятигорчан с традициями празднования Дня всех святых в западноевропейских странах. Как ни странно, мусульмане не возражали. Против "бесовщины" на пятигорской площади выступили казаки и Пятигорская епархия.

Зато в Кара-Тюбе та самая директор школы Марина Савченко, что запретила пяти школьницам ходить в хиджабах, сегодня устроила для всех учеников выходной. Благодаря этому все 320 мусульман-учащихся смогли пойти на мероприятиях в честь праздника Курбан-байрам: посмотреть на скачки и попробовать угощение из баранины. Как сообщают "Известия", родители девочек "оценили жест директора и сказали, что, скорее всего, откажутся от судебных претензий". В школу их дети ходят по-прежнему укутанные, но не в хиджабах, а в платках и шарфах. Мир и согласие спустилось в Курбан-Байрам на каратюбинскую землю, как и на все многоконфессиональное Ставрополье.