Мужчина и женщина

Потемнел ли Ставрополь?

пп. 28570.jpeg

Чеченская общественность оскорблена словами депутата Государственной Думы России от Ставропольского края Ольги Тимофеевой о потемневшем от приезжих студентов Ставрополе. Журналист Майрбек Абуезидов увидел в них дискриминацию народов Кавказа и подал заявление в Чеченскую прокуратуру. Высказывание не самое удачное для бывшей телеведущей, соглашаются ставропольские общественники, но проблемы с воспитанием молодежи в краевом центре действительно есть.

Депутат Госдумы России Ольга Тимофеева активно выступала против школьных хиджабов на востоке Ставрополья, и этим привлекла к себе пристальное внимание мусульман. Она, как член "Единой России", подняла этот вопрос даже на встрече с президентом Владимиром Путиным, который поддержал идею светскости образования.

В Чечне, видимо, вслушивались в каждое оброненное ею слово и нашли повод подать на молодую избранницу народа заявление в прокуратуру. Журналист Абуезидов Майрбек увидел дискриминацию народов Северного Кавказа вот в такой слегка запутанной реплике Тимофеевой: "Что те самые приехавшие, ведут себя настолько по-хамски к русскому населению. Что ребята, приехавшие учиться из Чечни, Дагестана, Карачаево-Черкесии… Сегодня поверьте, у нас город стал, как говорят, "тёмным"от количества национальностей… Они люди темного цвета кожи".

Эту фразу бывшая телеведущая произнесла в эфире "Вести.FM"в пылу спора с двумя маститыми защитниками ислама - Максимом Шевченко и Гейдаром Джемалем. Два сторонника свободы вероисповедания доказывали, что Конституция гарантирует российским мусульманам право соблюдать предписания их религии в любом месте на территории Федерации. При том что в Чечне, например, в госучреждениях для женщин введен строгий дресс-код с косынками на голове, будь они даже атеистками по убеждениям.

Хрупкая блондинка была вынуждена обороняться, едва успевая вставить пару слов в шквал обвинений опытных провокаторов, как их назвал демограф Юрий Крупнов. Ее обвиняли в поддержке западного либерализма вплоть до гомосексуализма, в желании кормить мусульманских детей свининой, в поддержке большевистских идей и запрете мечетей в Ставрополе, где, как сказал Шевченко, так много приезжих мусульманских студентов. Вот на это-то обвинение Ольга Тимофеева и ответила фразой о темнокожих студентах. Кстати, Шевченко после этого уточнил, натуральная ли она блондинка. Оказалось – крашеная. На намек не обиделась.

Были ли в ее словах о темной коже северокавказских студентов признаки дискриминации, разберется прокуратура Чечни. Но стоит отметить, что далеко не все так близко принимают к сердцу намеки на внешние отличительные признаки южан. Как отметил в разговоре с корреспондентом GTimes экс-руководитель ставропольского Карачаево-балкарского культурного центра "Эльджурт"Назим Кипкеев, вся Россия уже потемнела от приезжих их бывших республик СССР: "В некотором роде у нас все города "почернели". Представьте – 12 миллионов мигрантов со всего окружения России".

В то же время Назим Кипкеев отметил, что не всегда политики, высказывающиеся по национальным вопросам, в достаточной мере владеют ситуацией. "Если бы была хорошая политика, внятные руководители. При советской власти нас не учили друг друга ненавидеть. Сейчас – кто во что горазд. Многие прорываются наверх, но прежде чем о ком-то говорить, нужно в их среде пожить, - считает представитель карачаево-балкарского народа. - Раньше в Ставропольском крае, в составе которого была Карачаево-Черкесия, была ротация, и руководители ездили туда и сюда. Коммунисты проводили специальные мероприятия, чтобы национальные конфликты не возникали. Экономическая ситуация была другая, не было расслоения общества. Вот на этой экономической основе бытовые конфликты и переходят в национальные. Кто-то кому-то в морду дал – сразу начинают кричать "национализм". А копнуть – это все экономика".

Что касается поведения приезжих студентов в Ставрополе, то Назим Кипкеев настоятельно советует национальным диаспорам плотнее работать с министерством образования, проводить лекции в вузах. "Если бы к такой молодежи пригласили отца или дедушку, он бы отругал так, что тот стоял бы смирно, как овечка, и не скакал бы среди ночи, танцы не показывал", - полушутя говорит наш собеседник. На его взгляд, современные студенты ведут себя хуже, чем прежде, потому что получили возможность поступать за деньги. "Сейчас в институтах учатся все, даже те, кто раньше порог не переступал по высшему образованию. Естественно, у них и уровень культуры такой. Это не зависит ни от чеченцев, ни от карачаевцев, ни от дагестанцев. Институты заинтересованы только в том, чтобы деньги взять с людей, а кто учится и как – это неважно".

Саму Ольгу Тимофееву Назим Кипкеев знает и уверен, что "она не имела ввиду такого подтекста", в каком ее обвиняют. Да и ее позицию по хиджабам экс-глава "Эльджурта" разделяет. "Даже в карачаево-черкесских школах нет такого, чтобы ходили в хиджабах. Если хочешь чисто по-мусульмански учиться, при мечетях есть медресе. Иди, пожалуйста. А если пришел в школу – зачем должен выделяться?"- поясняет Кипкеев.

Хорошо знает Тимофееву и председатель Славянского Союза Ставрополья Артур Круталевич: "Я могу о ней сказать только хорошее. Мы, живя на Кавказе, можем сказать о человеке по его делам. Я лично знаю те дела, которые она взяла на себя". Фразу о Ставрополе, который потемнел от приезжих студентов, собеседник GTimes считает не совсем корректной, но полагает, Тимофеева не имела в виду расовый акцент. Тем более что южные казаки тоже темнокожие люди - от палящего в здешних широтах солнца.

Студентов же, которые плохо себя ведут, надо воспитывать, независимо от того, откуда они приехали. "Самое дорогое, что есть в семье – это дети. Если из соседних республик, из той же самой Чечни, присылают детей нам на обучение, это знак доверия. Ставрополь – студенческий город. К нам каждый год приезжают учиться более 4 тысяч юношей и девушек из соседних республик, - подчеркнул Артур Круталевич. - К сожалению, среди них есть и люди непорядочные. Но мы не должны по ним всех мести под одну гребенку. Студенты – это вчерашние школьники, дети. Они оторвались от родителей, у них нет контроля со стороны старших, и, окрыленные самостоятельностью принятия решений, они еще не понимают, что у них, кроме свободы, появились обязанности. Просто потому, что они дети, а не потому, что приехали из другой республики. Организация "Народы Ставрополья за мир на Кавказе", которую я также представляю, второй год подряд проводит Молодежный общественный форум, на котором мы разговариваем с первокурсниками края об адаптации, причем не только приезжих из других республик, но и приезжих из сел Ставропольского края".

Ну а ношение хиджабов Артур Круталевич, как и Ольга Тимофеева, считает раздутой проблемой. Для восточного Ставрополья гораздо важнее социальное благоустройство, полагает он: "Когда была создана организация "Народы Ставрополья – за мир на Кавказе", первым обращением с востока края было письмо матери, у которой умер ребенок только потому, что там нет МРТ (магнитно-резонансной томографии- ред.)…"