Тема политических, экономических и культурных свобод национальных меньшинств, особенно армян, всегда была и остается актуальной для Грузии. Масла в огонь на днях подлил новый премьер-министр страны Бидзина Иванишвили, рассуждая о том, "почему армяне живут в Грузии, если родина их рядом". Какой будет политика по отношению к нацменьшинствам теперь, после выборов, еще неясно. В последние годы она имела "столько же схожести с декларируемой официальной политикой, насколько схожи веник с розой", говорит эксперт Карен Элчян.
Годами актуальность проблемы грузинских армян "поддерживалась" действиями властей государства, направленными на прессинг активных в политическом плане элементов. К примеру, тех, которые выступали за предоставление юридического статуса Грузинской епархии Армянской Апостольской Церкви (ААЦ), за поощрение преподавания предметов на армянском в местных армянских школах, а также за придание армянскому языку статуса регионального.
В целом, несмотря на важность проблемы, активные дискуссии вокруг нее происходят поэтапно и носят цикличный характер, что связано в основном с мощными "толчками" как извне страны, так и внутри нее. Очередной весомой причиной для активизации темы стали проведенные буквально на днях парламентские выборы, по итогам которых одержала победу "Грузинская мечта" Биндзины Ивашнивили. Блок Иванишвили, по крайне мере в ходе избирательной кампании, педалировал идеи гражданского равноправия, единства и межэтнического согласия.
Читайте также: Грузия: кому Родина, кому регион постсоветского пространства
Однако, несмотря на предвыборные лозунги, лидер "Грузинской мечты" на днях сделал довольно провокационное заявление в интервью газете The New Times о том, "почему армяне живут в Грузии, если родина их рядом". Этим он открыл новую площадку для обсуждений по поводу проблем нацменьшинств на территории Грузии, особенно армян. Вскоре, конечно же, заявление было опровергнуто. Иванишвили объяснил, что оно было "вырвано из контекста и преподнесено в неправильном свете".
В предвыборный период население региона Джавахети (армянонаселенный регион Грузии - прим. автора) не проявляло особой политической активности. Джавахкцы были довольно безразличны к выборам, что является результатом скептического отношения к институту выборов вообще и прессинга со стороны силовых структур.
"От нас ничего не зависит, все решается в верхах с участием нескольких крупных местных фигур, а нам лишь приходится мириться с реальностью", - подобную формулировку можно услышать из уст чуть ли не каждого второго жителя региона Самцхе-Джавахети (по армянской версии - Джавахк).
Люди также с большим скептицизмом относятся к возможности присуждения юридического статуса ААЦ в Грузии и к проблеме так называемых "спорных" церквей, поскольку против указанного требования выступает Грузинская Православная Церковь (ГПЦ), которая, по некоторым сведениям, поддержала на выборах оппозицию. По оценкам экспертов, она фактически является второй по влиянию "политической силой" после президента.
Представители армянской общины в Тбилиси, в том чилсе учитывая вышеизложенные причины, особо не связывают особых надежд с новыми властями Грузии в плане решения назревших годами перед ними проблем национального характера.
Читайте также: Нацменьшинства - кость в горле грузинских властей?
"Приход каждой новой власти, сопровождаемый, среди прочего, мощным пиаром, поневоле вызывает у населения чувство надежды. Чаяния армянской общины, как и всех остальных национальных меньшинств, по большому счету совпадают с ожиданиями большинства населения Грузии. Гражданам нужны определенные условия, в которых будут гарантированы их права на жизнь, труд, образование, развитие и так далее", - заявил в беседе с корреспондентом GTimes президент Армянского Центра Сотрудничества Грузии, политолог Карен Элчян.
По его словам, помимо общих проблем и ожиданий, у армянской части населения Грузии имеются свои вопросы, специфические для меньшинства, которые либо не решаются вовсе, либо решаются частично. "Так, режиму "националов" потребовалось два года для ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств и целых восемь лет для того, чтобы внести довольно мутные поправки в "Гражданский кодекс", предусматривающие присвоение юридического статуса, замечу, некоторым религиозным организациям. Еще один важный документ Совета Европы - "Европейская хартия региональных языков и языков меньшинств" - так и не был подписан", - констатировал представитель армянской общины.
Как считает Элчян, из числа наболевших тем для армянской общины Грузии по-прежнему актуальным остается вопрос армянских школ в столице. Их количество за последние 6 лет уменьшилось с 8 до 1.
"До сих пор не решен вопрос о возвращении армянских церквей. Более того, за последние три года при, я бы сказал, преступном попустительстве официальных властей в Тбилиси были либо полностью, либо частично разрушены два армянских храма. А главное, происходящее, в частности тотальный контроль общественной и политической жизни в Джавахке, переходящий зачастую в террор, никак не стыкуется с идеями демократии, либерализма, равенства. В реальности имплементация политики по отношению к национальным меньшинствам, в частности к армянам, имеет столько же схожести с декларируемой официальной политикой, насколько схожи веник с розой", - сказал он.
В вопросе решения проблем армянской общины Грузии Элчян не связывает больших надежд с новой властью. Во-первых, надо понять, что победившая сегодня коалиция состоит из разношерстных сегментов, и среди попавших в парламент "грузинских мечтателей" найдутся и такие, кому явно не по душе многочисленные рекомендации по вопросам меньшинств того же Госдепа США, Совета Европы и других международных организаций.
"Кроме того, не следует забывать, что влияние ГПЦ на массы титульной нации и на политиков, в том числе и членов коалиции, еще никто не отменял. Вышеперечисленные проблемы на самом деле должны иметь комплексное решение. Более того, их решения связаны с целым рядом внутренних и внешних факторов, в том числе многое в данном случае зависит от интенсивности развития армяно-грузинских межгосударственных отношений", - заключил Карен Элчян.
Председатель же Союза "Еркир" Севак Арцруни на встрече с журналистами 9 октября напомнил, что победившая на выборах партия "Грузинская мечта" в свое время обещала выпустить на свободу джавахкского активиста Ваагна Чахаляна. По оценкам различных международных организаций и экспертов, Чахалян является политическим заключенным. "Были четкие заявления на этот счет, и мы сделаем все, чтобы они были претворены в жизнь. Это создало беспрецедентную ситуацию среди армян Джавахка, что должны учитывать власти Грузии", - заключил он.
Аршалуйс Мгдесян