Сегодня в Дагестане состоялось официальное открытие «стройки века» - Гимринского автодорожного тоннеля. Бурить его начали еще в 1979 году для Ирганайской ГЭС. В 90-х годах запустили во временную эксплуатацию, а в минувшем десятилетии решили довести до ума. Это обошлось федеральному бюджету почти в 10 миллиардов рублей. Считается, что часть этих средств ушла на откаты чиновников, еще часть - на мзду ваххабитам, расплодившимся в Гимры - на южном конце тоннеля.
Открывать тоннель в Дагестане прилетел премьер России Дмитрий Медведев - настолько важным считается это событие на федеральном уровне. Правда, к самому сооружению, пользующемуся дурной славой из-за ваххабитской активности на его южном конце, председатель российского правительства не поехал. Он поздравил руководство республики на совещании в Махачкале.
Гимринский тоннель можно смело назвать «стройкой века». Он самый длинный на всем постсоветском пространстве. Его пробурили при строительстве Ирганайской ГЭС как технологический еще в советские годы. В 90-е годы он был «временно» открыт на 15 лет. А несколько лет назад появился проект по укреплению сводов и дороги в тоннеле. В 2006 году его заявленная стоимость не превышала трех миллиардов рублей. Через два года она удвоилась. К 2012 году возросла до 9,8 миллиарда рублей, при том, что бурить уже ничего не было нужно.
На что же конкретно потрачены эти почти 10 миллиардов? Сначала строители гидромолотами разбивали на крошки старый бетонный свод и основание, проложенные их предшественниками 20 лет назад. Потом монтировали металлические каркасы и на них заново наносили бетон. Ежедневно тоннель 4,3 километра в длину и не более 10 метров в высоту и ширину поглощал по нескольку вагонов цемента. Это было необходимо для укрепления и повышения безопасности сооружения. Второй задачей было осушение основания и гидроизоляция сводов специальными смолами.
Параллельно автомобильной дороге внутри горного массива идет дренажно-вентиляционная штольня, где тоже кипела работа. Завершающими штрихами стали установка электрооборудования: освещение тоннеля, противопожарная сигнализация, громкоговорители, телефонная связь, видеонаблюдение. Новейшие технологии и зарубежное оборудование позволяют называть Гимринский тоннель - самым современным в стране.
Для России, где «откаты» изначально учитываются в стоимости проектов, 10 миллиардов на 4 километра тоннеля - это немного. Вероятно, поживиться на строительстве успели все, кто был к нему причастен. Начальника ГУ МВД по СКФО Сергей Ченчик как-то заявил, что правоохранительные органы выявили факт хищения 8 миллионов бюджетных рублей, выделенных на реконструкцию Гимринского тоннеля. По его словам, деньги ушли в карманы мошенников-подрядчиков. Но фамилии и фирму он не назвал.
В это же время у заказчика - «Дагавтодора» - сменилось руководство. Магомедрасула Омарова на должности директора сменил родственник вице-спикера Совета Федерации Федерального Собрания России Ильяса Умаханова Муртазали Муртазалиев. Новый начальник расторг контракт с подрядчиками - ООО «Дорстройхолдинг» и ООО «ЭлитСтрой-77». Работы были приостановлены до окончания нового тендера.
Жители Унцукульского района, куда выходит южный конец тоннеля, устроили по этому поводу акцию протеста и написали письмо тогдашнему президенту России Дмитрию Медведеву от имени 270 тысяч жителей сразу горных 9 районов - Унцукульского, Ботлихского, Ахвахского, Цумадинского, Гумбетовского, Хунзахского и Цунтинского. Все они оказались заложниками гор, выехать из которых по объездной дороге вокруг хребта можно лишь за 6-8 часов. По тоннелю хватало и двух часов. Для реализации сельхозпродукции, за счет которой они и живут, сроки доставки очень важны. Да и смысла возить продукты, когда бензин стоит дороже, чем товар, нет. Кроме того, в этих районах «на порядок повысились цены на строительные материалы, продовольствие и другие жизненно необходимые товары». «По расчетам экономистов, из-за закрытия тоннеля горные районы республики несут 3,5-4 млн убытков в день», - отмечалось в письме президенту»
Авторы послания также утверждали, что «любой ребенок знает, какие чудовищные откаты действуют на этом объекте». «Без преувеличения можно сказать, что ремонт Гимринского тоннеля - это афера века в России. Эта черная дыра стала очень соблазнительной и надежной кормушкой для чиновников. Они не допустят, чтобы у них отняли эту кормушку», - писали жители.
Тендер на достройку тоннеля выиграла компания «Мостоотряд-99». Журналист газеты «Настоящее время» Абдулла Алисултанов писал, что это акционерное общество связано с братьями Магомедом и Зияудином Магомедовыми («Смоленскими») и сенатором Ахмедом Билаловым, чей проект «Курорты Северного Кавказа» уже подмял под себя едва ли не все туристические изюминки региона.
«Дорстройхолдинг» попытался отстоять свою правоту в суде, тем более, что к моменту расторжения договора власти задолжали ему несколько миллионов рублей. В Арбитражном суде Дагестана он проиграл, а в апелляционном суде выиграл иск о незаконности расторжения договора. Далее «Дорстройхолдинг» обратился в ФАС России, чтобы оспорить сам факт проведения тендера на достройку тоннеля. Антимонопольная служба уволенную фирму-подрядчика поддержала и передала материалы в отношении заказчика в Следственный комитет.
Однако достраивал тоннель все-таки «Мостоотряд-99». Эта компания нашла компромисс с «Дорстройхолдингом», сообщил корреспонденту GTimes Абдулла Алисултанов. «В итоге билаловские продавили мировое соглашение: люди, которые были должны «Дорстройхолдингу» около 400 миллионов, согласились их отдать и разойтись мирно», - рассказал дагестанский журналист. Он добавил, что шли разговоры, будто за этот долг просили откат, «но это не доказано». А что касается заявления Сергея Ченчика о мошенничестве подрядчиков с 8 миллионами рублей, то это дело не было доведено до суда, «как это обычно и бывает», отметил Алисултанов
Итак, тоннель заработал. Хочется верить, что теперь уже не «временно». Однако перемещаться по нему можно только под неусыпным контролем военных. Горно-лесистый Унцукульский район на южном конце подземной дороги - это постоянная угроза безопасности сооружения. Район считается едва ли не самым неблагополучным в республике. Там базируется преступная ваххабитская группировка, чей лидер Ибрагим Гаджидадаев в 2009 году взял на себя ответственность за убийство министра внутренних дел республики Адильгерея Магомедтагирова. В селе Гимры, в которое упирается тоннель, периодически проходят «зачистки», но они не приносят должного эффекта.
Бандиты неоднократно нападали на военнослужащих. Год назад на главу Унцукульского района Магомедгаджи Тагирова было совершено покушение и погиб его сын. По данным газеты «КоммерсантЪ», Тагиров неоднократно получал угрозы от боевиков и требования о выплате дани "на джихад".
По слухам, ваххабиты облагали «налогом» и строителей тоннеля. Это утверждала в одной из публикаций журналист Юлия Латынина. Фактических подтверждений этому нет, говорит Абдулла Алисултанов, но такие методы у террористов в Дагестане практикуются: «Ваххабиты могут обложить данью какую-то коммерческую структуру. Был случай, когда во время одной спецопераций в Кизляре силовики изъяли более 30 миллионов рублей наличными. Эти деньги шли как раз из таких источников».
«Тоннель нужен всем. Необходимость в нем большая», - подчеркнул Алисултанов. От диверсий ваххабитов его будут охранять, благо концентрация военных там сейчас многократно возросла. Но этот же тоннель сокращает дорогу преступникам из гор и лесов к большим городам Дагестана. А с учетом того, как «неподкупны» северокавказские КПП, надеяться на сторожей у подземного переезда не приходится.