Очередные скандалы с участием кавказцев в Москве будоражат общественное мнение. Стрельба на Тверской, непонятная драка у станции метро "Парк культуры" с применением холодного оружия. Эти новости сегодня в топе информационных ресурсов.
Всего один раз в жизни мне довелось побывать за границей. К моему счастью, страной, которую я посетил в Европе, оказалась Германия. Меня встретил мой старый армейский товарищ, и мы поехали к нему домой. В подъезде его дома я увидел объявление, а под ним стояла коробка с леденцами. Я заинтересовался, что там написано, и почему стоит коробка с конфетами? Товарищ тащил мой чемодан к лифту и не оборачиваясь сказал: "В субботу у соседей будет вечеринка, повесили извинения, а в качестве символической компенсации за причиненные неудобства угощают всех жильцов леденцами".
Но это лирическое отступление. С утра я просматривал новости, и на каждом новостном сайте висело сообщение о моих собратьях-кавказцах, устроивших стрельбу на Тверской улице о поножовщине и угрозах журналисту "Фонтанки.ру" Кириллу Панченко. На форумах шли обсуждения, где диапазон мнений колебался от "русские сами пьют и дерутся на свадьбах" до "выселить всех кавказцев на Марс". Но проблема в том, что такие новости о моих земляках так часто повторяются, что я начинаю путаться в названиях улиц, городов и национальностей виновников происшествия.
Вся эта бравада на папиных или дядиных "Феррари" и "Лексусах" в Москве начинает выводить меня из себя не меньше, чем среднестатистического жителя столицы. Даже на Кавказе, на традиции которого ссылаются недоросли в иномарках, уже давно, и местами эффективно, ведется борьба с этим народным обычаем. Не потому, что он плох, а потому, что на дворе - двадцать первый век, а не восемнадцатый.
Те времена, когда горцы устраивали джигитовку или скачки на лошадях, демонстрируя свою ловкость и бесстрашие, давно забыты. Нет лошадей, нет тех горцев, а есть хулиганы и дебоширы, демонстрирующие не ловкость, силу и бесстрашие, а дурь, понт и хамство. Стрельба была сигналом о радостном событии, а не знаком устрашения окружающих и демонстрацией переизбытка адреналина у его обладателя.
Мы любим рассказывать о своих обычаях, как о высшем достижении кавказских народов. По большому счету, традиции кавказских народов идентичны. Но в последние годы я лишь слышу о них, но не вижу даже частичного их соблюдения. Причем речь идет не детях чабана Цумадинского района Дагестана, водителя "Скорой помощи" из Грозного, или врача из Нальчика. На Кавказе пока еще худо-бедно младшие слушаются старших, но это дома. В России многие меняются не в лучшую сторону. В большинстве своем, беспределом занимаются дети наших чиновников и бизнесменов, а также их свита. У бедного горца, приехавшего в Россию заработать кусок хлеба и получить образование, порой даже нет достойного костюма, чтобы придти на свадьбу "крутых" соплеменников, не говоря уже о дорогой иномарке.
Журналисты пишут о стрельбе по полиции, о том, что кавказцы опять откупились. Не знаю, не суть важно. Важно другое: в нашей стране они могут откупиться, если не на уровне патруля, то повыше. В крайнем случае, папа-министр несуществующей экономики на 90% дотационной республики Северного Кавказа найдет и кому позвонить для решения проблемы. Единственный случай, когда беспредел вышел чиновнику боком — драка младшего Мингаева со "стоп-хамовцами". Но там, опять же, был не закон, а воля Рамзана Кадырова, разжаловавшего своего чиновника за поведение его жены и сына.
Теперь все просят утихомирить своих "орлов" главу Дагестана. Может быть, я что-то не понимаю. Почему пишут не главе полиции Москвы, который отвечает за порядок в городе, а Магомедсаламу Магомедалиевичу? Может быть, я не прав, и на дворе не XXI век, или Дагестан - уже не Россия? Или у нас главы регионов обладают каким-то особым правом влиять на своих соплеменников, которого нет у московских правоохранителей?
Но ничто не проходит бесследно. Сегодня, молодые кавказцы, попавшие в любую передрягу на территории России, становятся виноватыми по умолчанию. Не важно, на них напали или они спровоцировали драку - они виновны по умолчанию. Судьбы Аслана Черкесова, Расула Мирзаева и десятков других северокавказцев, не имеющих богатых пап и вынужденных расплачиваться за "понты" и хамство нашей "золотой молодежи", служат тому доказательством. Кавказцы уже не могут рассчитывать на справедливый суд, они получают максимальные сроки, а бесчеловечное отношение к кавказцам в тюрьмах и колониях давно стало нормой.
Я вспоминаю Германию, это объявление и эти конфеты. Это взаимоотношения людей, уважающих друг друга не из-за веры, цвета кожи или разреза глаз, а уважающих своих соседей, имеющих право на спокойную жизнь. Предупреждающих о громкой музыке и готовых пусть даже символически, но возместить совсем незначительные и временные неудобства своим соседям…
В нашей стране раскол между кавказцами и остальной Россией продолжает углубляться. Точка невозврата пока еще не пройдена. Но мы стремительно летим ей на встречу.
Шамиль Оздоев