Ляля Баланчивадзе, в девичестве Валентина Сергеевна Крайняя - ректор детской благотворительной интеллектуальной академии "Мир искусства - детям", заслуженный педагог Грузии, лауреат государственной премии Российской Федерации, кавалер Ордена Чести Грузии. Дядей ее первого мужа был известный на весь мир балетмейстер Джордж Баланчин. Его по праву называют создателем современного американского балета. О своей жизни в Грузии и о том, каким человеком был Джордж Баланчин, она рассказала в интервью нашему автору.
- Валентина Сергеевна, Вы родом из Украины. Как оказались в Грузии?
- Называйте меня, пожалуйста, просто Ляля. Родилась я в Кременчуге. Детство было послевоенное, трудное. Можно сказать, что у меня его и не было. Помню, что я очень рано повзрослела, где-то в 5-6 лет. Нас у родителей было трое сестер, я была средней. Отец погиб в самом начале войны, защищая наш город. Потом мама вышла замуж, в 1953 году, и мы переехали в Грузию.
- Расскажите, как Вас приняла Грузия?
- Очень радушно. Я получила блестящее образование. Пожалуй, моя судьба сложилась лучше, чем судьбы моих сестер, оставшихся в Украине. Я благодарна грузинской земле за теплый прием. В училище я познакомилась со своим мужем Амираном Баланчивадзе, сыном известного грузинского композитора Андрея Баланчивадзе, внуком композитора Мелитона Баланчивадзе.
- Как Вас приняла семья супруга?
- Откровенно говоря, никак. Семья, к которой принадлежал мой муж, была очень интеллигентной. Мой свекр, Андрей Баланчивадзе, был лауреатом Сталинской премии, в течение двадцати лет возглавлял Союз композиторов Грузии. Его брат, известный на весь мир балетмейстер Джордж Баланчин, по праву считается создателем современного американского балета. Возможно, меня считали не совсем подходящей парой для Амирана, но мы так сильно полюбили друг друга, что готовы были защищать и беречь свои чувства.
- Вы были счастливы в браке?
- Годы, прожитые вместе, были и тяжелыми, и счастливыми одновременно. Дело в том, что мой муж, как и многие мужчины семьи Баланчивадзе, болел туберкулезом. Когда я выходила за него замуж, у Амирана была открытая форма туберкулеза и туберкулез костей, он немного прихрамывал. Впоследствии ему сделали резекцию легкого. Видимо, из-за этого его семья и не была уверена, справлюсь ли я, смогу ли, будучи молодой девушкой, ухаживать за мужем как следует. Я любила его, но через восемь лет наш брак распался. Вы не поверите, выйдя замуж во второй раз, я еще 10 лет после этого продолжала любить своего первого мужа! Увы, Амиран рано ушел из жизни.
То, что я стала членом семьи Баланчивадзе, сыграло большую роль в моей жизни. Получив высшее музыкальное образование, я не могла не оценить вклад Мелитона Антоновича и обоих его сыновей в мировую культуру.
- Вы встречались с дядей Амирана, Джорджем Баланчиным, когда он приезжал в Тбилиси?
- Мы встречались несколько раз. К сожалению, не уцелело ни одной нашей совместной фотографии. Мое впечатление о Баланчине исключительно положительное. Как и мой муж, он болел в юности туберкулезом, но, несмотря на это, вкалывал как проклятый. На Западе если человек одарен какими бы то ни было способностями, его эксплуатируют до конца. Бесконечные выступления, репетиции и концерты подорвали и без того хрупкое здоровье Георгия Мелитоновича.
- Каким он был в общении?
- Он производил впечатление скромного, культурного и сдержанного человека. При этом был обаятельным, общительным, немного восторженным. Внутренне достаточно закрытым, никогда не подпускал к себе слишком близко, даже своих родственников. Всегда "танцующий", легкий, Джордж Баланчин никогда не ходил в обыкновенном смысле этого слова, скорее летал. Прожив долгие годы за границей, он приобрел нездешний лоск и внешность иностранца. Несмотря на возраст, был красивым, возможно даже хрупким, если можно так сказать о мужчине.
- Он осознавал себя грузином или все же считал себя американцем?
- Не могу сказать, что он внешне походил на грузина, а в душе... Помню, как он говорил о себе: "Я танцевал, потому что был рожден танцовщиком. Я грузин, а мы все танцуем..." Знаю, что Джордж был глубоко верующим человеком: приезжая в Грузию, он всегда посещал наши храмы. Более того, мне доподлинно известно, что Джордж Баланчин был похоронен в американской земле с грузинской иконой на груди.
- А его отъезд не воспринимался родственниками как предательство?
- Нет, такого не было. Знаю, что театр стал для него родным домом, а труппа заменила семью. Я воспринимала Баланчина как человека из другого мира. Покидая страну, Джордж был еще совсем молодым. Ему было всего 20 лет. Соответственно, и как мужчина, и как профессионал, как творческая личность он состоялся уже на Западе.
- Что вы знаете о его личной жизни?
- Помню, как он с удивлением спрашивал у своего племянника, моего мужа: "У тебя только одна супруга?" Сам Джордж был официально женат четыре раза. Все его жены были балеринами. Он называл их "музами", а себя Аполлоном, превращающим каждую из них в необыкновенное, сказочно прекрасное существо. Официально его женами были: Тамара Гева (Жевержеева). Вера Зорина, Мария Толлчиф и Танакиль Леклерк. Кроме того, у него была одна гражданская жена - Александра Данилова.
Его последняя супруга, Танакиль Леклерк, была парализована после того, как переболела полиомиелитом. Джордж очень трогательно заботился о ней, ухаживал, взял годичный отпуск и проводил все свое время у постели супруги. Детей у Баланчина не было.
- После его смерти осталось какое-либо наследство?
- Джордж Баланчин почти не оставил денег: все средства балетмейстер тратил на своих любимых женщин и на "детей" - артистов своей балетной труппы. Мне известно, что он оставил Андрею Мелитоновичу пару золотых часов, а все свои балеты раздарил восемнадцати любимым женщинам. Все балеты - это 425 сочинений. Цифра, не поддающаяся осмыслению. Это колоссальное наследие, из которого обывателю известны два-три названия ("Аполлон", "Хрустальный дворец" да, пожалуй, "Блудный сын"), а специалистам - несколько десятков.
- Как складывалась Ваша жизнь после расставанием с Амираном Баланчивадзе?
- Я вышла замуж во второй раз. Моим мужем стал известный грузинский музыкант, первая скрипка оркестра радио и телевидения Грузинской ССР и Камерного оркестра Грузии - Арчил Кацарава. Он тоже принадлежал к музыкальной династии, был внуком знаменитого грузинского скрипача и композитора, основоположника грузинской скрипичной школы Андрея Карашвили, автора позывных грузинского телевидения "Самшобло" ("Родина").
- Во втором браке Вы обрели счастье?
- У нас сложились странные отношения с супругом. Будучи уже замужем за Арчилом Кацарава, который меня любил, возможно, больше, чем я его, я часто возвращалась в памяти к первому мужу. Арчил знал об этом, но терпел, так как доверял и уважал. Первый муж, Амиран, нежно опекал и ухаживал за мной даже во время беременности! Хорошо помню, как он пришел проведать меня сразу после рождения дочери и принес в подарок новорожденной сапожки. Это было очень трогательно.
-Как вы пришли к созданию вашей авторской академии?
- В трудные 90-е годы, когда многие семьи вынуждены были жить в тяжелых социально-экономических условиях, наблюдалось брожение умов, в обществе царила страшная бездуховность. Началось с того, что я вышла во двор, хотела ребятам раздать конфеты, обратилась к ним и спросила - как вас зовут? Но никто из них мне ни слова не смог ответить по-русски. И я решила, что нужно детям передать то, что знаю. Я не предполагала, во что это выльется. Все строилось на чистом энтузиазме, никаких особенно больших денег у меня не было... Сначала я занималась всего 20 детьми. Сегодня, по прошествии 19 лет, в академии учатся 150 ребят.
Беседовала Наталия Сахно