Михаил Саакашвили 25 февраля выступил за восстановление дипломатических отношений с Россией. При этом заявил, что никогда не смирится с тремя российскими посольствами «на территории Грузии», делая экивоки на дипмиссии в соседних республиках - Абхазии и Южной Осетии.
«Мы не хотим разорванных дипломатических отношений с Россией, - цитирует президента Newsru.com. - Мы хотим, чтобы работали посольства и в Тбилиси, и в Москве. Нашим народам это очень нужно». По словам Саакашвили, он является сторонником присутствия российского бизнеса в стране и диалога с Россией на тех условиях, когда-де она придет в Грузию «не как оккупант, а как добрый сосед».
Свое заявление Саакашвили сделал ни где-нибудь, а в пресловутом музее «советской оккупации». Да еще и в «день памяти» погибших в боях с Красной армией местных юнкеров. Этому событию было уделено столько внимания со стороны властей, столько было проведено мероприятий, которые у ряда политологов получили оценку как «уроки ненависти», что воспринимать всерьез «примиренческие» речи президента Грузии никто из политологов не стал.
Но речь сейчас не о лицедейском даровании Михаила Саакашвили. Вопрос в другом: почему он заговорил об этом и чего ради? Безусловно, в то время, когда президентское кресло зашаталось, впору задуматься о том, как быть с несогласными. На оппозиционеров его речи, конечно, не повлияют. Но ведь и выступал он не в парламенте, а беседовал с молодежью. С той потенциальной силой, которая вместе с другими категориями населения может представить подлинную угрозу власти в случае весенних протестных выступлений, обещанных оппозицией. Сейчас важно перехватить инициативу - стратегически мудрое решение. Пока оппозиция не смогла достичь единства, а общественность дезориентирована. Это - шанс, пусть и небольшой, особенно, если предстать перед неопытной молодежью в роли спасителя государственности и защитника Отечества. Возможно, что и из старых соратников кто-то клюнет на эту уловку.
Это отнюдь не первая попытка Саакашвили переломить в свою пользу ситуацию, складывающуюся внутри страны. Только что он хотел переключить внимание общественности на внешнеполитические проблемы, взывая к консолидации против общего врага - России, которая-де весной «собирается напасть на Грузию». Не помогло. С критикой на него обрушились ведущие оппозиционеры.
«Власти предупреждают, что если будут акции и дестабилизация, этим воспользуется Россия, - приводит слова Нино Бурджанадзе «Интерфакс». - Руководствуясь той же логикой, что помешает России в 2013 году осуществить военную агрессию? Тогда не будем проводить никаких выборов и пусть Саакашвили постоянно занимает пост президента». Хороший юмор у Нино Анзоровны, не правда ли?
Другие «несогласные» были более сдержанны, но смысл был тот же. Так, Ираклий Аласания, сообщает ИА Regnum, припомнил президенту милитаристскую риторику в духе восстановления территориальной целостности Грузии и назвал его нынешнее поведение безответственным. А лидер лейбористов Шалва Нателашвили, как пишет ВЗГЛЯД, подчеркнул: «Нельзя больше хаять Россию и кричать: «НАТО, НАТО!». Именно такая политика и довела Грузию до трагической ситуации».
Вероятно, Саакашвили после холодного душа, пролитого на него оппозицией, решил сменить тактику. И теперь, в его вчерашней речи прозвучало: «Мы как воздуха хотим мира, и никогда не считали Россию и ее народ врагами». Слова хорошие. Правильные. Только в искренность их почему-то не верится. Для искренних заявлений нашлось бы и лучшее место, и лучшее время.
Артем Горбунов