Мужчина и женщина

Шуши: частная коллекция

Шуши: частная коллекция. 28082.jpeg
Вигвам во дворе дома-музея

Карабахский город Шуши пытается подтвердить свой статус культурного центра Кавказа. И хотя сегодня это трудно сделать, в городе есть даже музеи частных коллекций, в один из которых и направился наш корреспондент.

Гуляя по улицам Шуши, сразу и не увидишь в переулках дом-музей Эдварда Жамгаряна. Жамгарян является его хозяином и собирает здесь все, что душе угодно. Получается красиво и со вкусом. Войдя во двор, я опешил: передо мной стояли два вигвама. Подойдя ближе и рассмотрев их внимательнее, я увидел, что в них можно отдыхать и даже ночевать. Рядом были также выставлены экспонаты из камня и железа. Двор выглядит очень ухоженным и уютным. Хозяин сразу угостил меня чаем из самовара и кофе, сваренным на углях. Тут все соединилось воедино: и музей, и огород. Можно сорвать огурец, растущий среди экспонатов, и перекусить им.

Видно было, что Эдварду не терпится показать мне свою коллекцию. Как только я переступил порог дома-музея, где находится его коллекция, у меня появилось ощущение, что я попал в другой мир. Чего здесь только нет. Старинные весы, посуда, кувшины, инструменты для обработки земли...

Эдвард Жамгарян - мастер по ремонту кожаных изделий. Работая по этой профессии, он объехал половину бывшего Союза, но в 1992 году вернулся в Шуши, откуда родом его предки. Теперь Жамгарян сам себя считает безработным. Но на самом деле его хобби давно уже стало работой.

"Собранные мной экспонаты - из самой Шуши и ее окрестностей. Я ходил по домам, где никто не проживал, и собирал экспонаты. Много домов было разрушено - война сделала свое дело. У меня их было очень много. Но в какой-то период я снова выехал в Среднюю Азию, и в мое отсутствие много экспонатов пропало, так как они лежали во дворе. Но я снова начал их собирать. Некоторые экспонаты я находил во время раскопок, некоторые - в стенах домов. Штык-нож, старый кинжал, курок - все это я нашел, когда раскапывал свой огород", - говорит хозяин музея.

Шуши: частная коллекция. 28084.jpeg

Действительно, город буквально набит разным раритетом - достаточно копнуть лопатой и можно что-нибудь найти. "Хотел бы остановиться на ковре, где изображены две лошади. Мой цех начал производить ковры, и я не хотел копировать то, что уже до меня начали производить в Степанакерте и других местах Карабаха. В каталоге я прочитал, что этот ковер карабахский, а оригинал его находится в Баку. Мне захотелось его создать, что я и сделал. Всем посетителям этот ковер очень нравится. Его даже пытались у меня купить, но я не согласился, так как считаю, что этот ковер должен находиться в музее".

Местных жителей не удивишь красивыми старинными вещами. Поэтому основные посетители музея - это иностранцы. В этом году их было около 50 человек - из Франции, Японии, России, Швеции, Чехии, Испании и Италии.

"Иногда, когда я находил очень тяжелые предметы, приходилось их руками, ломом передвигать, перетаскивать. Люди, проходящие мимо, подходили ко мне, каждый старался

Шуши: частная коллекция. 28083.jpeg

помочь мне перетащить их хоть на метр. Потом, когда приношу будущий экспонат домой, мою его, чищу. У меня есть экспонат, где на камне выбиты львы. Я впервые увидел этот камень в заборе, на высоте 2,5 метров. Я пытался его снять, но у меня не получалось. Я хотел его снять осторожно, чтобы эта плита не разбилась. В эти дни мой покойный брат с друзьями приехал погостить у меня. Я им рассказал об этой плите, и они мне помогли осторожно снять ее, и мы перетащили ее домой.

Все экспонаты, которые у меня есть (деревянные, железные) - как бы мои друзья. Каждый предмет-экспонат делал какой-нибудь мастер. Естественно, он вкладывал в него свою душу. Я с этими вещами общаюсь, разговариваю", - говорит Эдвард Жамгарян.

Альберт Восканян