Жители грузинского села Гоголесубани пытаются спасти местную библиотеку, где в пыли и сырости хранятся уникальные книги. Местную администрацию судьба раритетных изданий не особенно тревожит: библиотечное объединение нашло тут только "макулатуру". Сельчане готовы спасать ценные книги и самостоятельно, но им почему-то не дают разрешения на вход в здание. Поговаривают, что кто-то просто решил прибрать в рукам старую библиотеку.
Николоз Александрович Бердзенишвили, доктор исторических наук, академик, родился в 1849 году в селе Гоголесубани Чохатаурского района. В Грузии существует институт его имени. На его трудах росло не одно поколение. Но от библиотеки, которую построил и посвятил односельчанам Бердзенишвили, почти ничего не осталось. Здание стоит без окон и дверей. На фотографиях известных писателей лежит пыль, уникальные книги портятся от жуткой сырости. А ведь среди них есть редчайшие 100-летние издания. Тут пока еще сохранился один из старейших экземпляров "Витязя в тигровой шкуре", интересная кулинарная книга, вышедшая в 1921 году маленьким тиражом в 150 экземпляров, и много уникальных этнографических трудов. Библиотека насчитывает около 1150 книг.
До 1992 года в Грузии насчитывалось около 8000 библиотек. Теперь их осталось всего 560. В 2005 году парламент принял "закон о самоуправлении", и контроль над библиотеками перешел к местному муниципалитету. Тогда многие из них были закрыты, а некоторые присоединены к школам.
Местные жители не раз обращались к правительству просьбой помочь сохранить книги. "Неоднократно, не менее 10 раз направляла письма старосте нашего села. Разве можно так обращаться с такой уникальной библиотекой? Ноль внимания! Сколько раз просила прислать в помощь школьников, устроить субботник, но никто не обратил внимания. Нас даже в здание библиотеки не впускают, видимо, кто-то намерен им завладеть", - говорит Эсма Гоголь, местная жительница.
Читайте также: Грузинское село превратилось в детский сад
А руководитель библиотечного объединения Мая Мелуа обвиняет самих жителей Гоголесубани в хладнокровии. "Когда упразднили библиотеки, нас осталось всего 5 человек. Стало практически невозможно следить за всем и за всеми. Было бы хорошо, если бы сельчане тогда помогли нам".
Кахабер Гоголь, житель Гоголесубани: "Во-первых, мы оказываем помощь в спасении библиотек. Во-вторых, даже если бы мы не поступили так, как нужно, есть же люди, в обязанность которых входит спасение книг! Можно же было перенести эти книги в школу или кабинет руководителя села".
Сельчане Гоголесубани говорят, что готовы восстановить здание библиотеки и по возможности позаботиться о книгах: "Мы, гурийцы, больше книголюбы, но никак не удается восстановить эту библиотеку. Не раз обращались в гамгеоба с просьбой позволить нам самим заняться восстановлением, но нам ничего не ответили. Если сами, без разрешения, примемся за работу, придут и оштрафуют, знаю их законы, - говорит житель Гоголесубани Нико Бабилодзе. - Здесь есть ценные книги, которые остались без присмотра, их нужно сохранить".
На что Маия Мелуа ответила: "Возможно, мы что-то упустили во время описи. Здесь была такая ситуация, была пыль и сырость, работу проводили еле-еле. Но по большей части это испорченные книги, макулатура".
Но люди отрицают, что это макулатура. Говорят, книгам только нужна заботливая рука. А зачем сельчанам врать?
Видимо, опись в библиотеке действительно была проведена поверхностно, иначе на уникальных книгах не собралось бы столько пыли, а здание библиотеки, находящееся рядом с административным центром, не было бы в таком плохом состоянии.