С 18 по 25 февраля во всех школах и вузах организуются выставки, дискуссии, литературные акции, открытые уроки, сообщает сайт министерства образования и науки Грузии. Это значит, что юным гражданами страны в эти сроки особенно интенсивно будут вдалбливать мысль - Россия была и остается заклятым врагом Грузии. Данный постулат призвана подкрепить экспозиция так называемого Музея оккупации.
По итогам недели «самые одаренные» ребята примут участие в конкурсе сочинений на тему оккупации. Лучшие «творения» министерство образования опубликует в своем журнале. Самые активные школы вознаградят.
Одиозная версия грузинских властей о «советизации страны» в 1921 году проста: на маленькую, мирную и беззащитную молодую республику напал коварный и жестокий враг.
Грузинская армия демонстрировала чудеса героизма, но не могла справиться с превосходящими силами противника, особенно после того, как Турция вторглась в страну с юга (Это не мешает, однако, Тбилиси сегодня считать Анкару своим близким другом!). 25 февраля 1921 года советские войска вошли в столицу, и в Грузии была объявлена советская власть.
Историк П.Ломашвили в своем учебнике для 10 класса растолковывает: «Постепенно оккупация Грузии Россией переросла в аннексию. В первую очередь это выразилось в нарушении территориальной целостности Грузии и «раздаривании» исконно грузинских земель. ...Это вызвало серьезное возмущение грузинского народа и стимулировало начало национально-освободительного движения... Но народные восстания были задушены в крови. Репрессии мрачного 1937 г. бушевали и в Грузии, тысячи человек были расстреляны без суда и следствия...».
Никто не собирается отрицать, что в Грузии были и бунты недовольных коллективизацией, и репрессированные, и верующие, подвергавшиеся гонениям. Но так было не только в Грузии, а по всей огромной стране, в том числе и в русских регионах.
Кстати, совершались эти деяния под руководством сынов грузинского народа - Серго Орджоникидзе, Иосифа Джугашвили, Лаврентия Берии. Так что, если руководствоваться принципами Ветхого Завета - «око за око» - то впору не грузинам, а россиянам создавать музей оккупации и предъявлять свой счет.
Официальный Тбилиси ныне любит напомнить, что Москва цинично нарушила договор от 1920-го года. Но забывает вспомнить о том, как поступила сама Грузия по отношению к раздираемому гражданской войной соседнему государству.
26 мая 1918 года она объявила о своей независимости. А уже в июне грузинская армия, вооруженная немцами, захватила Абхазию и двинулась дальше на непосредственно российские земли с русским населением... Собственный народ, возмущенный немецкой оккупацией Грузии и властью буржуазии, поднимал восстания. Против непокорных меньшевистское правительство разворачивало штыки гвардейцев и ввело смертную казнь, отмечает советский историк Георгий Пипия.
Что касается Абхазии и Южной Осетии, то Грузия считает их «своими территориями», исходя из ситуации на момент объявления своей независимости в 1918 году. Но действовавший тогда договор с Сухумом был подписан в условиях оккупации республики Грузией. А Южная Осетия как раз безуспешно пыталась освободиться от власти Тбилиси, за что подверглась вооруженной агрессии со стороны меньшевистского руководства Грузии.
После капитуляции Германии в первой мировой войне, Грузия нашла себе нового покровителя в лице Великобритании. Сегодня эта роль принадлежит США.
Кстати, при открытии пресловутого Музея оккупации в 2006 году Михаил Саакашвили подчеркивал, что события 1921 года были именно «советским», а не «российским» захватом. Теперь грузинские политики преломляют исторический факт через призму своих обид. Нынешнее присутствие российских военных в Абхазии и Южной Осетии в Тбилиси воспринимается как «оккупация».
Риторика оконфузившегося в августе правительства Грузии по-человечески понятна. Но стоит ли воспитывать молодое поколение грузин на исторических фальсификациях и ненависти к дружественному народу. История такого не прощает.
На одной из встреч представителей двух стран за круглым столом политолог Вячеслав Никонов отметил: «С Грузией на протяжении веков у нас были не просто соседские, а братские отношения, и надо ставить планку для отношений, которые - пусть и с натяжкой - когда-то можно будет назвать братскими».
Хочется верить, что нынешняя истерическая антироссийская кампания, которая уже добралась и до грузинских школ, прекратится, и два народа снова найдут общий язык.
Светлана Болотникова