Убийство главы Светлоярского района Волгоградской области Николая Крутова получило две совершенно противоречивые трактовки. Согласно первой, сразу же запущенной в СМИ, многодетный фермер-пенсионер чеченской национальности Асламбек Вагапов вспылил и расстрелял чиновника, который довел его чуть ли не до состояния аффекта. Убитому поделом, и только так и победим коррупцию? Но нет, не все в этой истории так просто.
"Сталина на них нет" и "Вешать их всех пора" - такие мысли посещают россиянин регулярно, когда речь заходит о борьбе с коррупцией среди чиновников. Но мы не вешаем и не убиваем. А вот герой волгоградских новостей, чеченец Асламбек Вагапов пошел и расстрелял в упор на рабочем месте главу Светолоярского района области Николая Крутова. Спокойно минул охранника, вошел в кабинет и пустил пять пуль из пистолета "Макарова" в своего обидчика.
Симпатии журналистов сразу же оказались на стороне чеченца. Ему 63 года, у него 19 детей от четырех жен. Он бедный, задавленный чиновничьими поборами фермер. Да еще и пришел сразу в полицию, написал явку с повинной.
По словам его сына Муслима Вагапова, Крутов требовал с фермера 10 миллионов рублей за оформление в собственность полей, которые Вагапов уже выкупил у крестьян. За пай в 15 гектаров земли он давал 60 тысяч рублей. Народ не то что не возражал, а просто упрашивал чеченца купить наделы, иначе к 1 июля вся эта земля могла перейти в собственность района, так как уже три года не обрабатывалась. Тогда местные жители не получили бы ни копейки. А районный глава продал бы землю москвичам и ростовцам. Поэтому и требовал от Вагапова - либо заплатить, либо вообще отказаться от своих земельных притязаний. Когда шла покупка паев, чеченец получил "добро" Крутова, умаслив его тремя миллионами лично в руки и миллионом на детский сад, говорит сын фермера.
Асламбек живет в Светлом Яру более 30 лет. При советской власти был простым чабаном, а в 90-е стал фермером, скупив по крохам 3600 гектаров бывшего СПК "Светлоярский". Некоторые бывшие колхозники пошли работать к нему на зарплату в восемь тысяч и бесплатные обеды. Для села - устроились неплохо. Хозяина уважают, хотя он был неуравновешенным вспыльчивым человеком. Председатель совета старейшин чеченского общества "Барт-Согласие" Волгограда Вахид Шамаев рассказал журналистам, что из армии Асламбека демобилизовали "за то, что ударил командира взвода обухом от топора по голове". "Довел его Крутов", - говорят подчиненные.
Против главы Светлоярского района в октябре прошлого года выступали жители и работники нескольких коммунальных предприятий. Они требовали отставки Николая Крутова, так как он не предпринял мер против распространения кишечной палочки через водоканал и замучил бизнес проверками. Крутов же - бывший "мент", работал в милиции общественной безопасности. Характеристика вкупе с заявлениями Муслима Вагапова - исчерпывающая. А теперь еще журналистам показали коттедж главы района стоимостью в восемь миллионов рублей. Откуда деньжата, понятно.
Но несмотря на всю внешнюю логичность истории о замученном взятками фермере, есть в ней и загадочные места. Например, как журналисты взялись описывать только фермерскую ипостась Вагапова, хотя прежде всего он известен в районе как владелец магазинов, кафе и ресторанов.
Землей же "фермер" занялся не так давно. Взял кредит, фактически скупил паи, но оформить в Регистрационной палате не смог. Обратился к главе района, с которым был, между прочим, накоротке. Крутов в помощи отказал. За три недели до смерти в телесюжете, организованном чеченцами, он четко сказал: "Регистрационная служба - это федеральное подразделение, которое никакого отношения к администрации района не имеет вообще". И заместитель главы района по сельскому хозяйству Сергей Теслин это подтверждает: "Вопрос с регистрацией земли Светлоярсого СПК находился не в его компетенции, поэтому обвинения во взятке нелепы".
Хорошо известно также, что в последнее время чеченские общины скупают земли не только в Волгоградской области, но и в соседних регионах - Астрахани и Ставрополье. Волгоградскую территорию они начали осваивать в первую очередь, так как здесь еще со времен возвращения чеченцев из казахстанской депортации появились многотысячные общины. В годы чеченских компаний к местным 20 тысячам чеченцев прибавилось еще 35 тысяч вынужденных переселенцев. "Они скупили целые колхозы и вели себя там очень вызывающе, так как им никто не противодействовал", - пишет бывшая жительница области.
По словам волгоградского эксперта "Фонда развития информационной политики" Андрея Серенко, земельный вопрос вообще актуален для пригородных районов, примыкающих непосредственно к Волгограду. "Таких районов четыре - Городищенский, Калачевский, Светлоярский и Среднеахтубинский. Есть еще Дубовский район, который хотя и не имеет непосредственной административной границы с Волгоградом, однако находится совсем близко к нему, и поэтому земельные проблемы также характерны для него, - рассказал эксперт в комментарии корреспонденту GTimes. - Земля в этих пригородных районах ценится выше, чем в других сельских муниципальных районах. Как правило, за должности глав этих районов разворачивается на выборах самая острая борьба (представители криминала стремятся посадить в кресла глав этих районов своих людей), а у самих глав не всегда хорошо складывается жизнь. Например, несколько лет назад главу Калачевского района Дмитрия Хахалева посадили в тюрьму за стрельбу по отдыхающим в нетрезвом виде, а главу Городищенского района Андрея Паскаля со скандалом снял тогдашний губернатор Анатолий Бровко. Бывшего главу Среднеахтубинского района Романова сейчас рассматривают в качестве фигуранта одного из уголовных дел. Теперь вот убийство главы Светлоярского района... Одним словом, "рулить" пригородными землями оказывается себе дороже. И прежде всего именно из-за земли. Кавказские предприниматели, да и не кавказские, равно как и представители криминала, пытаются зайти в бизнес покупки-продажи пригородной земли. И в значительной мере им это удается".
У Николая Крутова к чеченцам было особое, настороженное отношение. Военный летчик по профессии, он служил в армии командиром вертолетного экипажа. В 94 году пришел в МВД, а в 2000-м году был направлен в Чеченскую республику, захватив конец второй чеченской кампании. Нравилось ли ему, что Вагапов подминал волгоградскую землю под себя? Вряд ли. Может быть, поэтому и возражал против приватизации крестьянских паев?
Заметим, к власти Крутов пришел не через всемогущую "Единую Россию", а из "эсеров", из системной оппозиции. Сначала стал главой Райгородского сельского поселения, а потом уже был избран главой района и через некоторое время поменял партийную ориентацию. "Политика правящей партии у нас сегодня такова, что главы районов должны быть только единороссами, - объясняет его бывший однопартиец, лидер регионального отделения "Справедливой России" Олег Михеев. - Поскольку последние 2,5 года глава Светлоярского района подчинялся другой партийной структуре, говорить о том, каким он был в последнее время, мне трудно. Но я запомнил его как порядочного, настойчивого, грамотного и умеющего работать человека".
Что касается прошлогодних акций протеста, то Крутов объяснял их недовольством отдельных руководителей предприятий, образовавшихся на базе обанкротившегося МУП "Светлоярский водозабор", а затем потерявших часть имущества в процессе возврата его в муниципальную собственность. Среди них - ОАО "Компромсервис" и ООО "Районная энергетическая служба", организовавшие митинг.
Назвать покойного Крутова взяточником - очень просто. В свою защиту ему нечего сказать. Но даже если он вымогал миллионы, Вагапов обязан был об этом сообщить во все органы правопорядка. Его сын сказал, что фермер обращался в прокуратуру, но там заявление не приняли. Прокуратура официально отрицает этот факт. Но есть ведь и другие органы: Управление экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России, ФСБ, наконец. Только не самосуд. Такого опыта, как в пылающем Дагестане, русским регионам России не надо, хотя и нас "доводят".