Тбилиси ведет переговоры с НАТО о присутствии в Афганистане грузинского военного контингента. Об этом 18 февраля сообщил начальник Объединенного генерального штаба вооруженных сил Грузии Владимир Чачибая.
«Мы готовы в любое время принять участие в операции НАТО в Афганистане, - цитирует Чачибая «Armenia Today». - Детали переговоров в этом направлении прояснятся в ближайшие дни».
Ясности, по информации «Интерфакса», стоит ожидать уже на ближайшем заседании комиссии НАТО-Грузия. Пока же в Кабул и Кандагар, согласно указу Барака Обамы, дополнительно отправляются 17 тысяч американских солдат.
В чем же причина такого стремления грузин составить американцам компанию? Естественно, желанием поскорее влиться в ряды НАТО. Доказательство тому - доклад главы минобороны Грузии Давида Сихарулидзе «Видение министра обороны на 2009 год». В документе, передает ИТАР-ТАСС, говорится, что главной задачей вооруженных сил является выполнение требований, разработанных в рамках текущего и нового форматов сотрудничества Грузии с НАТО. Плюс к этому - активизация двустороннего сотрудничества с отдельными странами-членами НАТО и участие грузинских военнослужащих в международных и антитеррористических миссиях.
Тбилиси, таким образом, заявляет: мол, в нынешнем году наша армия будет соответствовать стандартам альянса. В этом Грузии готовы помочь и «отдельные страны-члены НАТО». Как сообщил командующий сухопутными войсками США в Европе генерал Картер Хэм:
«В ходе осуществления предыдущей программы, - цитирует его «Росбалт», - грузинские военнослужащие были обучены действиям в составе экспедиций. Однако их не обучали защите собственных территорий». По словам Хэма, сейчас европейское командование рассматривает вопрос, в какой форме будет лучше оказать помощь Грузии.
О какой, собственно говоря, защите идет речь? Вернее, от кого? Ответ на оба вопроса один: НАТО всерьез обеспокоено планами Москвы разместить на Южном Кавказе военные базы. Называя это «серьезным нарушением суверенитета и территориальной целостности Грузии».
Вдаваться в тонкости признания или непризнания миром независимости Абхазии и Южной Осетии сейчас не имеет смысла. Суть в другом: выполняя пункты программы сотрудничества с НАТО, Грузия вновь делает резкий крен в сторону милитаризации. И забывает при этом, что для вступления в блок, судя по декларируемым требованиям, необходимо провести в первую очередь «демократические и экономические реформы». На одном участии в антитеррористических операциях и натовских учениях (которые, кстати, пройдут в мае именно в Грузии) далеко Михаил Саакашвили не уедет. А вожделенный План действий по членству в альянсе может так и остаться для него несбыточной мечтой.
История показала: пятидневная война Грузии дивидендов не принесла. Не принесет их, видимо, и нынешняя ставка руководства страны на военную составляющую. Как отметила на днях лидер оппозиционной партии «Демократическое движение за единую Грузию» Нино Бурджанадзе:
«Все мои встречи с зарубежными политиками свидетельствуют о том, что вступление Грузии в НАТО откладывается на неопределенный срок, - приводит ее слова «Интерфакс». - Если у Грузии и был шанс вступить в НАТО, то после августовской войны возникли серьезные препятствия».
Артем Горбунов