"Гринпис" и "Всемирный фонд дикой природы" просят ЮНЕСКО защитить Кавказский биосферный заповедник от Пограничного управления ФСБ России по Карачаево-Черкесии. Военнослужащие внедрились с капитальными строениями вглубь природоохранной зоны без разрешающих документов. Их пункты дислокации встали на пути зубров, оленей, кабанов, медведей, переходящих вброд речки Цахвоа и Малая Лаба. Туда экологи планировали выпустить и переднеазиатского леопарда для восстановления его популяции. Теперь же сотрудникам заповедника придется разводить там других млекопитающих - пограничников.
Пограничное управление ФСБ России по Карачаево-Черкесии нарушило нормы российского и международного права, построив в Кавказском биосферном заповеднике, в 30 километрах от границы с Абхазией, "обогревательный пост". Накануне российские отделения "Всемирного фонда дикой природы" (WWF) и Гринпис проинформировали об этом ЮНЕСКО. "Просим вашего содействия в нормализации сложившейся ситуации. Выражаем надежду, что рассмотрение данного вопроса будет осуществлено на ближайшей сессии ЮНЕСКО", - говорится в письме руководителей отделений.
Стройка началась еще в апреле. В первых числах мая администрация Кавказского заповедника стала трезвонить в колокола, так как сама совладать с пограничниками не смогла. Вооруженные люди просто захватили участок земли в Мостовском районе Краснодарского края, у слияния рек Цахвоа и Малая Лаба, и вертолетом забросили туда стройматериалы. Когда в те края с инспекцией наведались сотрудники заповедника и Росприроднадзора, часовые и близко не подпустили их к пограничному объекту. Тем не менее им удалось разглядеть два моста на бетонных опорах и три строения с фундаментами.
Мало того, что этот "обогревательный пункт" ну никак нельзя назвать необходимостью на границе, пролегающей намного южнее, так он еще и расположился в так называемой "зоне покоя". Как рассказали GTimes сотрудники Кавказского заповедника, протекающие рядом речки сужаются, и их переходят копытные животные - зубры, олени, кабаны. Дальше они попадают в ущелье, из которого выхода уже нет. И возможности вернуться тоже нет: зверей пугает постоянное присутствие пограничников.
"Это место, где находится сезонная концентрация копытных, - подтвердил корреспонденту GTimes руководитель программы по биологическому разнообразию WWF России Владимир Кревер. - Примерно в тех же краях будут выпускаться леопарды, и регулярное нахождение там людей, тем более с оружием, абсолютно неоправданно. Это дополнительный шум. Звери людей боятся. Куда они начнут мигрировать, одному Богу ведомо. И структурная целостность вот этого участка заповедника будет нарушена. Оттуда уйдут зубры, убегут леопарды, когда мы их выпустим".
Допустим, вмешательство в жизнь животных и впрямь необходимо для охраны российско-абхазской границы. Но тогда строить "обогревательный пункт" пограничники должны были в соответствии с законом. А они его как минимум трижды нарушили, отмечает Владимир Кревер.
"51 Статья градостроительного кодекса однозначно говорит, что строительные работы на особо охраняемой природной территории (ООПТ) федерального значения могут идти только с разрешения федерального органа исполнительной власти, который этими ООПТ командует, - подчеркнул представитель WWF. - То есть у них должно быть разрешение от Министерства природных ресурсов и экологии, а его нет. Для того чтобы оно было, они должны были подготовить проектную документацию, пройти экологическую экспертизу, и только после этого спрашивать разрешения. То есть они нарушили и закон о государственной экологической экспертизе. Есть еще закон об особо охраняемых территориях, который они тоже нарушили. Все их апелляции к тому, что они с директором заповедника облетели территорию на вертолете, несерьезны. Директор тоже не имеет права давать им разрешения, он не уполномочен, это государственная собственность".
В Погрануправлении ФСБ РФ по КЧР все претензии отвергают. "В соответствии с законом пограничное управление имеет право возводить необходимые инженерно-технические сооружения, осуществлять строительство линий связи и коммуникаций на приграничной территории несмотря на то, что она может находиться на особо охраняемой природной территории", - говорится в официальном комментарии ведомства.
На чьей стороне правда, сначала разберется военная прокуратура, в которую направили обращения и
администрация заповедника, и "ЭкоВахта по Северному Кавказу", и "Фонд дикой природы". Затем ЮНЕСКО на июньской сессии в Санкт-Петербурге может вынести России ноту протеста, как уже было при нарушениях на олимпийской стройке в Сочи. "Эта территория, кроме того, что она защищена российским законодательством как заповедник со всеми вытекающими отсюда последствиями, она еще имеет статус объекта всемирного наследия, и там есть отдельная регламентация - что можно, что нельзя. И по конвенции ЮНЕСКО на территории всемирного наследия запрещается строительство капитальных объектов, потому что это противоречит самой идеологии конвенции", - пояснил Кревер.
Если же и это не остановит карачаево-черкесских пограничников, дело дойдет до суда. А там экологи уже неоднократно выигрывали, защищая особо охраняемые территории. Правда, здесь они столкнулись с необычной ситуацией, когда закон нарушили те, кто призван его охранять. "У нас в России много национальных парков и заповедников, расположенных прямо на государственной границе, в том числе и на Кавказе. И никогда никаких конфликтов не возникало, потому что и пограничники заинтересованы в том, чтобы пограничная полоса была закрыта для свободного доступа населения, плюс в заповедниках есть своя охрана, то есть к погранотрядам есть дополнительные глаза. И заповедникам тоже выгодно, потому что пограничники обеспечивают им охрану. Никогда не возникало желания у погранслужбы строить капитальные объекты на территории заповедников . Это первый случай",- отмечает собеседник GTimes.
Видно, кавказские пограничники - действительно редкий для погранвойск России вид, не подчиняющийся общим законам. Таких и впрямь лучше держать в заповеднике вместо кабанов и леопардов.