После того как Азербайджан заслужил право на проведение конкурса "Евровидение-2012", интерес мировой общественности к этой стране резко возрос. И если сферы заинтересованности одних стран - это история, культура и традиции, то внимание других клином сошлось на политической обстановке в Азербайджане.
На протяжении последних двух десятилетий Европа крайне активно занялась изучением нарушений прав человека в странах постсоветского пространства. А бесчисленное количество действующих на территории этих стран правозащитных организаций - явное подтверждение тому, что им здесь есть чем заняться. Но можно с прискорбием отметить, что пока все попытки Европы "подтянуть" Азербайджан к европейским стандартам в отношении прав человека не приносят желаемого результата.
В преддверии проведения музыкального конкурса немецкие СМИ и правозащитные организации проявляют повышенный интерес к стране. Частыми стали публикации о нарушении прав журналистов, о политзаключенных и о проблемах простых граждан Азербайджана.
ВИДЕО: "Евровидение-2012": тест для Азербайджана
Но даже такие резкие высказывания, как призыв Кристофа Штрассера бойкотировать "Евровидение" ввиду нарушения прав человека в Азербайджане, не заставляют власти страны пересмотреть свое отношение к данному вопросу. Отметим, что Кристоф Штрассер уполномочен парламентской Ассамблеей Совета Европы изучить ситуацию по политическим заключенным в Азербайджане. Но попасть в Азербайджан он пока не может. Трудно сказать, почему. В своем заявлении он указывает на то обстоятельство, что не может получить соответствующую визу и должное приглашение. При этом Баку заявляет, что не чинит никаких препятствий господину Штрассеру.
Читайте также: Армения отвергла Евровидение
Мы побеседовали по поводу того, как связаны между собой нарушения прав человека и проведение конкурса "Евровидение" с азербайджанским политологом Вафой Гулузадэ.
- Как вы считаете, насколько искренен призыв Кристофа Штрассера бойкотировать "Евровидение" ввиду нарушений прав человека в стране?
- Ну, во-первых, я считаю, что никакого бойкота, конечно же, не будет. Хотя бы просто потому, что господин Штрассер не обладает такими полномочиями, такой властью, чтобы бойкотировать конкурс. Во-вторых, я не верю в его искренность. С правительством Азербайджана у него давнее противостояние. Он заявлял неоднократно, что не может приехать в Баку, что ему не дают визу.
- А ему действительно не предоставляют визу?
- Мне трудно сказать. Выдачей виз занимаются соответствующие структуры, у них и вся информация.
Читайте по теме: Исламисты взорвут "Евровидение"?
- Господин Штрассер не раз подчеркивал, что в случае если не сможет приехать в Азербайджан, подготовит отчет по политзаключенным заочно. Чем это грозит?
- Ничем. Во-первых, такой отчет не будет беспристрастным, во-вторых, он не будет объективно отображать нынешнюю обстановку вокруг политзаключенных. Он будет готовить отчет на основании тех материалов, которые ему предоставят, и ничего не увидит собственными глазами.
- Местные парламентарии считают, что в Германии действуют структуры, ведущие антиазербайджанскую пропаганду в сговоре с местной оппозицией. И не исключают, что у Штрассера похожая тактика поведения. К этому же списку причисляют посла Германии в Азербайджане и омбудсмена Германии. Председатель азербайджанской группы в Парламентской ассамблее Совета Европы Самед Сеидов открыто заявил на вчерашнем собрании весенней сессии парламента: "Мы не хотим приезда Штрассера, как уполномоченного по делам политзаключенных". А спикер парламента Октай Асадов подчеркнул, что призыв Штрассера бойкотировать "Евровидение" говорит в первую очередь о его уровне. Что вы об этом думаете?
- Я не одобряю это. Если кто-то делает какое-либо конкретное замечание в отношении Азербайджана, будь то СМИ или тот же самый Штрассер, надо или опровергнуть данное заявление, в случае если оно не соответствует истине, или не реагировать вообще, если это не так. А всякие громкие выпады, словесные перепалки не должны иметь место в политике.
Читайте также: Азербайджанцам не "Евровидение" нужно, а Карабах?
- Перед проведением конкурса заметно активизировалась и местная оппозиция. Акции протеста стали систематическими. А власти говорят, что оппозиция могла бы подождать окончания конкурса и потом кричать сколько угодно. Оппозиция хочет обратить внимание на себя или все-таки на проблемы в стране?
- Она понимает, что сейчас относительно спокойно и беспрепятственно может проводить акции. В преддверии "Евровидения" их особенно трогать не будут, тогда как после конкурса они будут менее свободны. Ну и, конечно, все взгляды сейчас обращены на нашу страну, значит, лучшее время заявить о себе, о проблемах в стране. Это право оппозиции любого государства.