Совет Безопасности 13 февраля единогласным принятием резолюции 1866 продлил на четыре месяца мандат миссии ООН в зоне грузино-абхазского конфликта. Накануне глава МИД Абхазии Сергей Шамба соответствующим письмом уведомил председателя Совета Безопасности Юки Тасако о согласии Сухума с подготовленным проектом.
«Руководство республики подробно ознакомилось с проектом резолюции Совета Безопасности от 10 февраля 2009 года о продлении мандата миссии ООН на территории Абхазии, - приводит текст письма «Кавказский Узел». - Несмотря на некоторые формулировки, вызывающие нашу озабоченность, мы, тем не менее, еще раз подтверждаем нашу приверженность сотрудничеству в области обеспечения безопасности, неприменению силы, защите прав человека и соблюдению договоренностей».
В проекте резолюции, в частности, говорилось о том, что за время действия нового мандата - до 15 июня 2009 года - будут выработаны элементы будущего присутствия ООН в регионе, согласно рекомендациям генерального секретаря, а также результатам дискуссии в Женеве и развитию ситуации на месте.
Возможно, именно это и стало решающим для определения позиции абхазской стороны. «Учитывая перспективы согласования нового мандата с учетом наших пожеланий и замечаний, основанных на новых, изменившихся политических реалиях, Абхазия дает согласие на продление Миссии ООН, в соответствии с согласованным проектом резолюции Совбеза», - заключил в письме Сергей Шамба.
Если вопрос о создании двух самостоятельных представительств в Абхазии и Грузии, на чем настаивают Москва и Сухум, пока не решен, то показательно другое. В тексте принятой резолюции миссия ООН в Грузии названа просто «миссия ООН» без географического определения.
Кроме того, как сообщает газета ВЗГЛЯД, постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин после заседания рассказал журналистам, что принятая резолюция не содержит никаких упоминаний о территориальной целостности Грузии. «В тексте нет ни малейшего признака упоминания территориальной целостности Грузии, что само по себе симптоматично», - подчеркнул Чуркин.
Судя по всему, при разработке одобренной ныне резолюции Совбезом было принято соломоново решение: изменить название миссии, но сохранить ее структуру. Плюс - подготовить к лету полностью обновленный мандат. Конечно, подобные меры могут показаться недостаточными. Однако, различия в позициях сторон и дефицит времени - мандат истекал 15 февраля - требовали решительных шагов.
Напомним, что текст резолюции был разработан 10 февраля на закрытом заседании Совета Безопасности ООН странами из Группы друзей Генерального секретаря ООН по грузино-абхазскому урегулированию: Россией, США, Великобританией, Францией и Германией. Накануне заседания много говорилось о разных подходах к решению вопроса. Наряду с обсуждением возможности организации отдельных представительств ООН в республиках, также шла речь и о «техническом продлении» мандата при сохранении его нынешней структуры и численности. Именно за это выступали Соединенные Штаты. Возможно, поэтому госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили накануне говорил о «техническом продлении» мандата чуть ли не как о свершившемся факте. Жизнь, однако, внесла свои поправки.
Артем Горбунов