Адвокат Дагир Хасавов, чье интервью о необходимости введения в России шариатских судов вызвало бурную реакцию в обществе, покинул страну. Сейчас он находится в одной из стран Европы. Автор скандального интервью уехал после того, как получил в свой адрес ряд угроз, сообщает Российское общество политэмигрантов.
Напомним, в интервью телеканалу "РЕН-ТВ" Хасавов заявил следующее: "Мы у себя дома. Возможно, это вы здесь чужие, а мы у себя дома. Если кто-то будет против создания шариатских судов, мы зальем страну кровью, превратим Москву в мертвое озеро. Мы будем расширять эту сеть до размеров Арабского халифата. Все мусульмане должны быть объединены. Думаю, что Россия должна предоставить нам такую возможность". Адвокат отметил, что мусульмане не желают ввязываться в "многоступенчатую судебную систему" России, которая им чужда.
Позже прокуратура Москвы сочла заявления Хасавова экстремистскими. Материалы проверки переданы руководителю Главного следственного управления СК РФ по Москве для уголовно-правовой оценки и производства процессуальной проверки.
Кроме того, в столичное управление Минюста направлена информация о нарушениях федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и Кодекса профессиональной этики адвоката для решения вопроса о направлении в адрес Адвокатской палаты Москвы представления о прекращении статуса адвоката Хасавова, сообщает РБК.
Предложение Хасавова вызвало бурю негодования. Но даже если говорить только о Северном Кавказе, где, по данным юриста, уже успешно действует шариатский суд, региональное мусульманское право не сможет вписаться в российскую правовую систему. Если изменить и ее, вернувшись к опыту Российской империи, для введения шариата нужны долгие годы, большие деньги и главное - готовность самого северокавказского общества, которое за годы советской власти отвыкло и от мусульманского права - шариата, и от традиционного права - адата, придерживаясь их только в бытовых вопросах.
Действительно, кавказцы предпочитают "разбираться" без участия государственных органов. Но не всегда они руководствуются именно шариатом. У горских народов до появления ислама были свои традиции, из которых сложился местный правовой кодекс - "адат", который в чем-то совпадал, а в чем-то противоречил шариату. Сейчас многие противники исламизации Северного Кавказа настаивают на том, что региону не нужны привнесенные из других стран законы, которые убивают самобытность этноса. Но, по мнению Ахмета Ярлыкапова, старшего научного сотрудника Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН, "проблема противоречий шариата и адата была решена еще в 19 - начале 20 веков, когда большинство положений адата были приведены в соответствие с шариатом".
"Сегодня нет столкновения шариата и адата, а есть противоречия между пониманием шариата и адата разными группами мусульман, - пояснил он в комментарии корреспонденту GTimes. - Исламизация не привела нигде к потере самобытности принявших ислам народов. "Традиционное право" за годы советской власти было сильно трансформировано и большей частью забылось. Поэтому сегодня на Северном Кавказе мы наблюдаем активное конструирование такового, в частности, это происходит в адыгских регионах с хабзэ, традиционным морально-этическим кодексом. Большинство адыгских деятелей говорят о том, что хабзэ не противоречит исламу, и к середине 19 века, когда исламизация адыгов была в активной фазе, так и было. Небольшая же часть адыгских деятелей настаивает на уникальности хабзы, что это фактически отдельная адыгская религия, отличная от ислама".
Другой эксперт, руководитель сектора Кавказа Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Владимир Бобровников, все же указывает на несоответствие некоторых положений адата шариату. "По шариату все одурманивающее запрещено, и коленки нельзя открывать. На Кавказе женщины ряда народов начали носить шаровары только с 1820-х годов, до этого они одевались не по шариату, - отметил кавказовед в комментарии корреспонденту GTimes. - Адат - это, в переводе, "обычай". В ряде случаев шариат рекомендует обратиться к нормам местного обычая, адату". - это в переводе,
Сейчас по шариату действительно решаются многие вопросы жизни северокавказских мусульман. Но только тогда, когда это не вступает в противоречие с федеральными законами. "Шариатское право там, где оно применяется (а применяется оно в основном на востоке Северного Кавказа, и там весьма ограниченно территориально и по общинам), ограничивается сферой личного статуса, не вторгаясь в сферу уголовную. Надо понимать, что шариат в той или иной мере присутствует в жизни мусульманина, потому что это религиозное право, и оно регулирует религиозную практику тоже", - подчеркивает Ахмет Ярлыкапов.
Шариатское право действует сейчас в России по принципу нотариальных контор, поясняет Владимир Бобровников: "Они заверяют, например, завещания, шариатские браки. До введения последней версии Уголовного кодекса РФ, многоженство каралось как уголовное правонарушение. Его никто не декриминализовал, просто убрали некоторые статьи, учитывая обстоятельства. Но с такими браками происходит очень много юридических казусов, связанных с собственностью, со спорами за наследство. По российскому законодательству, ссылаться на бумажку о шариатском браке невозможно. А так, по большому счету, эти "нотариальные конторы" - наследие фантастичных 90-х годов. Никаких прав по российскому законодательству у них нет".
Опыт легализации шариата на Северном Кавказе уже был, и не только в Чечне времен Дудаева. Руслан Аушев, будучи главой Ингушетии, придал юридическую силу местному праву. "Но оно противоречило федеральному законодательству, и его отменили", - напоминает сотрудник Института востоковедения.
"Шариатский суд в России может существовать как клуб филателистов, - считает отец Андрей Кураев. - Есть некий клуб, и те, кто хочет быть в этом клубе, принимают его устав, и может быть создана комиссия, которая разбирает конфликты между членами клуба, но в целом государству нет дела до этих вопросов. Точно так же и здесь: если человек нарушил какие-то религиозные установления ислама, за этим не должно последовать никакого уголовного или гражданского наказания, но если надо человеку попенять за это нарушение без физического насилия и без нарушения законов РФ - это их право. Такая практика существует, например, в церковном суде. Пусть этот суд разбирает не уголовные дела, не административные правонарушения, а чисто внутрицерковные отношения - как в православии, где епископ может подать в суд на священника, который, по его мнению, нарушил какое-то его распоряжение, а священник в свою очередь не согласен. Ну вот они выясняют отношения между собой в церковном суде. То же самое по поводу шариатского суда: если они готовы ограничиться такой компетенцией, то пожалуйста, а если они собираются рассматривать гражданские дела, уголовные дела, то в данном случае это уже нарушение правового пространства единой России.