На девятом месяце президентства Александра Анкваба стали проявляться контуры новой экономической политики властей Абхазии. Существенно повышены пошлины на импорт значительной группы товаров, а взамен местные производители избавлены от экспортных пошлин. Мы решили выяснить, кто от этого выиграет.
Бутылка вина "Лыхны", производимого в Абхазии и хорошо знакомого россиянам, в любом сухумском магазине стоит от 150 до 180 рублей. В Москве - в два раза дороже. Но почти в любом ларьке Сухума можно спокойно купить и не местное вино примерно по таким же ценам. Качество этого "пойла" - вопрос отдельный, но пока и абхазское вино, рассчитанное на широкого потребителя, не самого высшего качества. Так вот, вскоре импортный алкоголь подорожает как минимум в два раза, а потому, скорее всего, исчезнет с прилавков. Правительство подняло пошлины на импорт алкогольных напитков и на некоторые другие группы товаров вдвое. Соответственно, рынок освободят для развития продукции компании "Абхаз Алко" и других, менее крупных производителей.
Не только крепкий импортный алкоголь оказался в числе товаров, на которые выросла импортная пошлина. Пиво в Абхазии теперь тоже будет стоить вдвое дороже. А потому местным жителям и гостям придется довольствоваться местным пивом, весьма среднего - пока что - качества.
Таким образом четко обозначилась новая экономическая политика властей Абхазии, которые озаботились защитой местного производителя. Это актуально. Цены на товары и услуги в стране уже давно стали выше московских. При этом хорошей зарплатой в Сухуме считается доход в 15-20 тысяч рублей в месяц. А многие бюджетники до сих пор получают по 5-7 тысяч, а иногда и меньше. Основная причина дороговизны - отсутствие местного производства и почти тотальный импорт, а также неразвитая торговая сеть и дистрибуция.
Читайте также: Третье пришествие абхазского вина
Давид Ирадян - молодой министр экономики Абхазии. С его приходом на эту должность роль министерства в экономических процессах несколько возросла. Нам он рассказывает о мотивации принятых решений. "Есть несколько мотивов. Как чисто фискальные, так и необходимость общего перераспределения бремени таможенного обложения с экспорта на импорт. Введена пошлина на строительные материалы в размере двух процентов (раньше было беспошлинно). Да, с одной стороны это неправильно, поскольку своих строительных материалов мы не производим, нет смысла облагать их импорт пошлиной, и поэтому минэкономики долго было против. Однако когда я узнал, какая у нас наценка на стройматериалы колоссальная и какие маленькие налоги с них платятся, все же согласился с тем, что временно на границе проще их облагать", - сказал министр экономики Абхазии.
В Абхазии на экспорт отправляется не только вино, но и сельхозпродукция. До сих пор за вывоз мандаринов или хурмы на границе взимали пошлину. Теперь наконец этого больше нет. Причем устанавливалась фиксированная сумма пошлины. Получалось, что предпринимателям было необходимо платить до десяти процентов стоимости продукции.
Мандарины в Абхазию, к счастью, пока не импортируют. Но помидоры, яблоки и почти все остальные овощи-фрукты завозят из-за границы, чаще из Грузии. Часть местных сельхозпроизводителей жалуется на засилье импорта, с которым невозможно конкурировать, но многие крестьяне считают эти жалобы несерьезными.
Село Владимировка, что в 30 километрах от Сухума - одно из мест, которые вполне можно назвать житницей Абхазии. Местные крестьяне почти круглый год вывозят продукты на продажу. Здесь считают смешными утверждения о том, что импорт мешает местному сельскому хозяйству. Крестьяне говорят, что продается все, причем быстро и по хорошим ценам. В селе не хватает рабочих рук, чтобы выращивать больше. Не хватает государственной поддержки, плохие дороги. Но проблем со сбытом нет.
А с грузинской или российской сельхозпродукцией местные производители не конкурируют. Яблоки, груши или тем более зерновые в стране не выращиваются. Абхазия, страна с чрезвычайно благоприятными условиями для сельского хозяйства, в результате послевоенного развала агропромышленного комплекса оказалась зависимой от импорта. Сейчас правительство собирается отыграть эту ситуацию назад. Но министр экономики Давид Ирадян считает, что в агропромышленном комплексе необходимо избавиться от мифов. "Колониальные" культуры - чай, табак, а также животноводство, реабилитация которых многим в Абхазии кажется делом государственной важности, в нынешних экономических условиях убыточна. "Наше сельское хозяйство должно быть нацелено на экспорт в Россию. А вот внутри страны наша цель - импортозамещение, но не всех товаров. Мы не можем полный спектр производить. Молоко, мясо, пшеницу и тому подобное мы все равно будем завозить", - говорит министр экономики.
Ирадян говорит также о том, что со следующего года стартует серьезная программа в области агропромышленного комплекса, в рамках которой будут потрачены хорошие деньги на развития фермерских хозяйств, закладываются фруктовые плантации.
Так что если первым результатом новой экономической политики абхазских властей станет исчезновение в магазинах импортного вина, то вторым, возможно, станет появление абхазских яблок или груш.