Мужчина и женщина

Независимость Грузии на крови

Независимость Грузии на крови. 26928.jpeg

В Грузии сегодня отмечается день восстановления государственной независимости. Разгон митинга оппозиции, произошедший 23 года назад в Тбилиси, стал катализатором процесса выхода Грузии из состава СССР. Наш корреспондент беседует с политиками и известными людьми о событиях 1989-1991 годов и о роли первого президента страны Звиада Гамсахурдиа в новейшей истории Грузии.

Ираклий Имнадзе, востоковед:

"События 9 апреля 1989 года ускорили восстановление государственности и независимости Грузии. Ради этого пролилась наша кровь. Но сегодняшние итоги тревожны. Ко власти пришли бывшие комсомольцы и агенты КГБ, изображающие из себя патриотов. Но главное все-таки то, что Грузия сегодня является независимым субъектом. Сегодня правительство хочет оставить без внимания эту дату - 9 апреля, но это невозможно. История скажет свое".

Гия Круашвили, лидер партии "Свободная Грузия":

"В моей жизни эта дата - день национальной гордости. Звиад научил меня любить Грузию. Для меня, тогда еще маленького мальчика, он был всем. 9 апреля наша полиция стояла вместе с народом. Это была Грузия, собранная в один кулак. А 26 мая 2011 года грузинская полиция растоптала и поубивала людей. Тогда стало ясно, что у Грузии нерадивое и коварное правительство".

Сандро Брегвадзе, юрист:

"После 9 апреля 1989 года национально-освободительное движение широко расправило крылья. Стала возможна смена коммунистического режима на новое демократическое правительство, которое объявило о независимости 9 апреля 1991 года.

Руководитель Абхазской автономной республики Ардзинба признавал Звиада как своего президента. Он приезжал к Звиаду для деловых взаимоотношений.

Заслуги Звиада неподобающе оценили его современники. Лишь после его потери все поняли, какую личность и какого мыслителя потеряли. Именно тот путч, который устроили Звиаду, является началом всех плохих явлений в Грузии. Все правители после Звиада были нелегитимными и прислуживали другой стране. И сегодня мы не являемся независимыми. Я так считаю".

Читайте также: Жизнь после СССР: Грузия

Каха Кукава, лидер партии "Свободная Грузия":

Независимость Грузии на крови. 26929.jpeg
Звиад Гамсахурдиа

"Лично для меня Звиад - воплощение независимости Грузии. Он был историком, поэтом, научным сотрудником, но главной была его идея независимой Грузии, которая актуальна и сегодня. По мнению многих политиков, независимость - это вступление в НАТО, и Белый дом должен назначать нам президента. Звиад так не думал. То, что выбранный им путь был правильным, сегодня уже ясно для всех.

В 1989 году народ думал, что проблема независимости Грузии будет исчерпана с выходом из состава СССР. Но именно после этого начался каскад проблем. Сейчас мы видим, что Советская Грузия была намного более гуманной, демократической страной, нежели сегодня. Когда Звиад стал президентом, именно тут он столкнулся с настоящей мафией, правящей миром. Во время встречи с Никсоном ему предложили исполнять задания Вашингтона, взамен чего предлагали мирное президентство, как у Саакашвили. Он отказался, после чего его и убрали".

Гела Чорголашвили, философ, депутат парламента во времена Гамсахурдиа:

"Я был в оппозиции к Звиаду и был первым человеком, который покаялся в этом. Мы были очень молодыми, многое из того, что делал Звиад, тогда мне не было понятно. Ему сопротивлялись большие империи. Не только Россия, но также Америка и Европа устроили заговор против него. Мы, молодые, торопились, и нам казалось, что путь Звиада в отношении Европы был сдержанным. Только потом, очень поздно, выяснилось, что он был прав. Не зря Маргарет Тэтчер назвала его политиком XXI века.

Для системы, которая тогда сформировалась в мире, Звиад стал неприемлем. В такой же системе мы живем сегодня. Создатели этой системы не смогли управлять Звиадом и решили убрать его. Звиад заявлял вслух, что глобализация вызовет войны. Для сегодняшнего мирового кризиса обязательна реальная альтернатива. Таковыми являются формулы предложений Звиада. Они - часть человеческого мышления".

Заза Давитая, журналист, правозащитник:

"И по сей день являются актуальными те задачи, которые встали перед нами 9 апреля 1989 года. Юридической свободы, которую нам принес Звиад Гамсахурдиа своими неустанными стараниями, оказалось недостаточно. Для нас, грузин, не имеет принципиального значения, будем мы находиться под контролем России или же империалистической Америки. Сегодня, спустя 23 года, грузины опять должны встать вместе и, подняв кулаки, бороться ради свободы.

Этот день - закономерное испытание. Сегодняшнее руководство управляется теми силами, которым сопротивлялся Звиад Гамсахурдиа. Поэтому правительство Саакашвили будет сброшено именно теми, кто поддерживает идеи Звиада.

Читайте также: Первый президент - лучший президент?

В правительстве Гамсахурдиа самыми слабыми звеньями оказались прокуратура и Министерство внутренних дел. На то и существуют в стране силовые структуры, чтобы был порядок. Тяжесть путча, устроенного против Звиада, лежит именно на их плечах. Сам Звиад умел очень легко прощать. Ни одного человека не задерживали по его приказанию.

Сегодня мы находимся во второй крайности. В стране не существует опасности расправы с правительством силовыми методами, но Саакашвили настроен на защиту своего кресла. Он натравливает полицию на тех людей, которые должны отдать за него свои голоса. Сегодня полиция имеет всякие привилегии".

Элизбар Джавелидзе, писатель:

"Звиад был и останется идеалом, он с детства мечтал о независимой Грузии и достиг цели ценой своей жизни. Внешние силы думали, что со смертью Звиада умрет и его идея. Со дня свержения национально-освободительной власти продолжается хождение Грузии по обратному пути. После Звиада трудно представить такого президента, как Саакашвили".

Независимость Грузии на крови. 26930.jpeg
Звиад Гамсахурдиа и Мераб Костава

Ладо Булбулашвили, студент:

"Я обязательно расскажу своим потомкам, что мне в свое время рассказали родители о национально-освободительной борьбе. Как стало видно, скончавшийся Звиад Гамсахурдиа оказался намного лучше многих других".

Иракли Шония, историк:

"В 1988 году, когда я в первые увидел Звиада Гамсахурдиа и Мераба Коставу на митинге, я изумился и дал себе обещание быть всегда верным их делу. Думаю, сегодня нужен новый толчок для начала национально-освободительного движения. Грузию нужно вновь воссоединить".

Тина Мгвдлиашвили, поэтесса:

"9 апреля 1989 года - день большой трагедии для меня, который впоследствии стал днем большой душевной победы. Насладиться результатами не удалось, но борьба продолжается. Нашей свободой овладели другие, но это - временно".

Гиа Перадзе, префект Зестафонского района во время Звиада Гамсахурдиа:

"Наш небольшой город был полон последователей идеи Звиада. Политиков с таким же мировоззрением сегодня не видно. 9 апреля 1989 года был для нас днем траура, но еще и днем национально гордости".

Реваз Кемулариа, член парламента во время Звиада Гамсахурдиа.

"Звиад разрушил империю и объявил о независимости Грузии. Его идеи являются основной движущей силой в духовном мире. Этот день был не только трагедией, но и днем победы. 9 апреля как день независимости Грузии, к сожалению, игнорируется этим правительством, что очень плохо".