Дитер Боден, авторитетный дипломат и один из самых известных на территории стран Южного Кавказа европейских политиков, оказался в Грузии практически персоной нон-грата. Накануне президент страны Михаил Саакашвили заявил, что откажет в приеме группе известных европейских экспертов в случае, если в составе этой делегации в страну прилетит Дитер Боден.
Не только Дитер Боден оказался неугоден властям. Речь шла еще об одном политике, члене парламентской группы "Бундестага" от "Зеленых" Виоле Фон Крамон, которая также оказалась в Грузии нерукопожатой.
Делегация из пятнадцати человек, состоящая из политиков и экспертов Америки и Европы, собиралась на этой неделе посетить Грузию и Абхазию. Однако организаторы этой поездки, Фонды Маршалла и Роберта Боша, написали письма Дитеру Бодену и Виоле Фон Крамон, в которых сообщили им о том, что "состав нашей делегации заслужил определенную критику". Оказывается, президент Грузии Михаил Саакашвили, узнав о визите в страну двух вышеназванных политиков, заявил о том, что не будет встречаться ни с кем из участников этой группы, если Боден и Крамон все-таки приедут. Фонды отменили поездку, а Министерству иностранных дел Германии и Грузии, а также лично министрам Гвидо Вествервелле и Григолу Вашадзе, направили письма с претензиями.
Фактически Дитер Боден не стал в Грузии персоной нон-грата: Министерство иностранных дел специально отметило, что путь в страну для него открыт. Но он уж точно сделался в Тбилиси нерукопожатым. Власти страны не хотят иметь с ним никаких дел.
Дитер Боден - один из самых известных в странах Южного Кавказа европейских дипломатов. В Грузии он был главой миссии ООН и ОБСЕ. У него огромное количество контактов в любой из стран региона, он также был автором самого известного из проектов по урегулированию грузино-абхазского конфликта. В последние годы, уже после того, как он завершил свою дипломатическую миссию в регион, Боден все равно тут частый гость: он приезжает в качестве эксперта от ряда европейских неправительственных организаций. Совсем недавно, в конце января, он вновь посетил Абхазию.
За что этого признанного авторитета так невзлюбил Саакашвили? Боден не столько дипломат, сколько эксперт, которому могут сильно завидовать даже большинство журналистов-кавказоведов. Он прожил на Кавказе достаточное количество лет для того, чтобы основательно разобраться в местных конфликтах и услышать все точки зрения. И подобно тем немногим экспертам, которые также глубоко "в теме", у него есть адекватный взгляд на урегулирование грузино-абхазского конфликта.
Он никогда не был "антигрузинским", "проабхазским" или еще каким-нибудь "про" или "анти". В свое время он предложил план урегулирования грузино-абхазского конфликта. Все называли этот план его именем - "план Бодена". По существу, это был единственный серьезный международный проект по урегулированию конфликта. Боден опоздал с этим планом лет на пять-шесть, предлагая создать конфедерацию или что-то наподобие ассоциированного государства. Но тем не менее этот план, кстати, принятый в штыки и в Тбилиси, и в Сухуме, был единственной серьезной попыткой найти путь к общему знаменателю.
С тех пор прошло десять лет. В региональной и грузинской политике многое изменилось. И в Тбилиси сегодня другие стратегии и тактики. Они подразумевают создание виртуальных проектов, которые помогают стране заработать очки в международной политике, но ни на шаг не могут приблизить реальное урегулирование конфликтов. Главный такой виртуальный проект - это Стратегия по оккупированным территориями, абсолютно мертворожденный документ. Бесполезный с позиции решения существующих конфликтов, этот проект помогает привлечь финансирование для тех и иных программ, лоббировать интересы Грузии в Европе и Америке. То есть Стратегия решает массу важных задач, но ни шаг не приближает решение главной проблемы - собственно, конфликтов. Именно поэтому Боден, говоря об этом документе, назвал его "иллюзорным". Это и явилось причиной недовольства им со стороны официального Тбилиси. К тому же Дитер Боден склонен считать, что Грузия должна извиниться за развязывание войны в Абхазии и Южной Осетии. Все это не могло остаться незамеченным, президентом Грузии - в первую очередь.