Об этом он заявил 10 февраля на пресс-конференции. «С уходом Саакашвили должна завершиться эпоха вождей, и вместо этого должно быть много лидеров. К тому же, должна завершиться эпоха, когда решения принимаются единогласно, одним человеком и его окружением. Должно настать время для принятия коллективных решений», - цитирует Ногаидели портал Civil Georgia. По его словам, государством должен управлять избранный парламентом коалиционный кабинет министров, а у президента должны быть лишь функция «арбитра».
Эту идею уже на днях, как сообщает газета ВЗГЛЯД, высказывала экс-министр иностранных дел Саломэ Зурабишвили, ныне возглавляющая оппозиционную партию «Путь Грузии». Она считает, что коалиционное правительство можно будет создать после внеочередных выборов президента и парламента.
При этом грузинская оппозиция угрожает президенту Михаилу Саакашвили новыми массовыми акциями протеста. Их цель прежняя: смена руководства страны. Но появились и требования о смене политического курса. По мнению Зураба Ногаидели, Грузия должна, не отказываясь от интеграции в НАТО, в то же время начать без предварительных условий и ультиматумов переговоры с Россией.
О том же говорила и упомянутая выше лидер партии «Путь Грузии» в интервью телеканалу «Кавкасия»: «В случае прихода к власти оппозиционеры должны будут найти формы урегулирования взаимоотношений с Россией, но так, чтобы она не вела себя с Грузией непозволительно».
К нормализации отношений с северным соседом на днях призвал и бывший постред Грузии в ООН Ираклий Аласания, который считается главным претендентом на президентский пост. Грузинские СМИ сообщают, что буквально через несколько дней он объявит о вступлении в альянс «Правые» - «Республиканцы» (партийные тяжеловесы, которым удалось объединиться). Так что многочисленным разрозненным оппозиционным партиям осталось разве что определиться с лидером и государственным устройством. За президентское правленые выступает партия власти - «Единое национальное движение». Большинство оппозиционных партий лоббируют идею парламентской республики.
Ныне, словно в фантастическом фильме про машину времени, в Грузии складывается предноябрьская ситуация 2007 г. Оппозиция вновь настаивает на досрочных президентских и парламентских выборах. И опять выходит на улицу. О перспективах преобразования страны в парламентскую республику корреспонденту Georgiatimes высказали свое мнение грузинские аналитики.
Политолог Паата Закареишвили: «Модель парламентской республики поможет стабилизировать ситуацию в стране. В какой-то мере станет гарантией, того, что один человек, подобный Михаилу Саакашвили, не сможет манипулировать страной и своим народом. Я думаю, что в течение года вопрос о системе правления в Грузии решится. Это произойдет или сейчас, или придется дожидаться ожидания президентской диктатуры. А этот стиль правления идет в разрез с ментальностью народа. Парламентская республика не может гарантировать решение социально-экономических проблем. Но она может стать гарантом избавления от диктатуры, терроризирования народа».
Глава центра стратегических исследований и развития, бывший министр иностранных дел Грузии при президенте Эдуарде Шеварднадзе Ираклий Менагаришвили: «Переход от президентского правления к парламентской республике вполне реален. Такая возможность имеется, если на то будет воля грузинского народа. Однако я сомневаюсь, что это будет панацеей от существующих проблем, как полагают авторы идеи. И не потому, что президентская модель наиболее эффективна. Дело в том, что сложности, которые имеются в социальной, правовой и других сферах, находятся в иной плоскости. Решение этих проблем нужно искать не в модели правления. Но важно, определяясь с наиболее эффективной формой государственного устройства, понять, готово ли к ней само общество». Надо отметить, что и лидеры оппозиции, которые выдвигают идею парламентской республики, в то же время высказывают сомнение относительно того, поддержит ли народ эту идею.
Хотя, если верить данным социологического опроса, проведенного еженедельником «Квирис палитра» («Палитра недели») в январе этого года, население самой приемлемой формой правления Грузии считает именно парламентскую республику. За нее высказались 42,5 процента из 439 опрошенных. За конституционную монархию - 24,8 процента.
Имеющее место быть президентское правление одобряют всего 16,1 процента.
Ирина Пташковская