Совет Безопасности ООН обсудил возможность продления мандата миссии на Южном Кавказе. Закрытые консультации прошли 10 февраля в штаб-квартире организации в Нью-Йорке.
Члены Совета Безопасности обсудили задачи и мандат миссии ООН, а также ее название, передает РИА Новости. Активное участие в обсуждении приняли страны из группы друзей генерального секретаря по грузино-абхазскому урегулированию - Россия, США, Великобритания, Франция и не входящая в Совбез Германия.
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун рекомендовал Совету Безопасности миссию наблюдателей в зоне грузино-абхазского конфликта сохранить. Об этом, как сообщает «Кавказский Узел», говорится в его докладе, опубликованном на прошлой неделе:
«С учетом нестабильности обстановки в плане безопасности и для содействия обеспечению благополучия местного населения я предлагаю Совету одобрить присутствие миссии Организации Объединенных Наций при сохранении ее нынешней структуры и численности».
Пан Ги Мун дипломатично обходит те противоречия, из-за которых на данный момент миссия ООН в регионе находится в режиме свертывания (мандат истекает 15 февраля. - А.Г.). Москва и Сухум после признания Россией и Никарагуа независимости Абхазии настаивают на том, чтобы название «миссия ООН в Грузии» было изменено.
Срезая острые углы, генсек ограничивается констатацией нестабильности в регионе и приводит список мер для обеспечения безопасности. Однако этого явно недостаточно. Запрет на «пролеты военных летательных аппаратов», безусловно, является предложением разумным. Но оно не снимает главной проблемы: каким образом можно разработать новый, приемлемый для всех участников мандат?
По данным из дипломатических источников, сообщает РИА Новости, один из обсуждаемых вариантов дальнейшей судьбы миссии ООН на Южном Кавказе - открытие двух самостоятельных представительств организации в Грузии и Абхазии. Правда, этому противятся Соединенные Штаты, которые выступают за «техническое продление» мандата. Именно так поступили в октябре прошлого года.
В таком развитии событий уверен госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили. Об этом он заявил в интервью GHN:
«Продолжение работы миссии ООН в Грузии имеет большое значение. Однако есть вопросы, на которые грузинская сторона не согласится. Это создание отдельных миссий. К примеру, миссия в Абхазии и так далее».
Даже если миссия ООН еще на какое-то время сохранит свою прежнюю структуру (о которой говорил Пан Ги Мун) и старое название, остается одно существенное «но» - осуществлять мониторинг она сможет только на территории Грузии. Смогут ли эксперты ООН, находясь на территории только одной страны, оставаться объективными?
Тем не менее, вариант с «техническим продлением» мандата ООН на Южном Кавказе, похоже, сейчас наиболее реалистичен. И Россия, и США наверняка продолжат лоббирование собственных позиций. Пан Ги Мун уже обозначил курс на продолжение работы миссии в регионе. Таким образом, его пожелания могут быть воплощены в жизнь.
Как стало только что известно, на закрытом заседании Совета Безопасности ООН был принят проект резолюции о продлении миссии в регионе на 4 месяца. Детали пока не разглашаются.
Артем Горбунов