Что принесут 25 тысяч военных, переброшенных из Чечни в Дагестан, - стабильность или полномасштабную войну? Этим вопросом сейчас задаются, наверное, все жители республики. Каждому понятно, что без урегулирования ситуации в сфере безопасности не воплотить мечты по развитию туризма и спорта. Но война способна отбросить Дагестан от заветных целей еще на десяток лет. Поэтому пока военные создают Временную оперативную группировку, как в послевоенной Чечне, правозащитники с тревогой ожидают развития ситуации.
Дагестан в отражении федеральных СМИ давно уже выглядит воюющим регионом, хотя там продолжается обычная жизнь: дети ходят в школу, люди могут спокойно возвращаться с работы даже в поздние часы, а туристы приезжают на Каспийские курорты. Однако эти атрибуты мирного времени могут уйти в прошлое, если республика повторит судьбу Чечни. Это ей предрекают некоторые эксперты, комментируя переброску из Ханкалы, по разным данным, от 20 до 30 тысяч солдат внутренних войск МВД и около 300 единиц бронетехники. Ранее, перед учениями в Буйнакском районе, в южную часть Дагестана были введены танки, авиация и артиллерия.
Уже официально объявлено, что эти силы составят в республике Временную оперативную группировку органов (ВОГ) и подразделений МВД. Подобная структура действовала и в Чечне. Только не стоит забывать, что она была создана в апреле 2000 года, по окончании Второй чеченской войны. Согласно отчетам МВД, уровень безопасности, достигнутый сейчас в вотчине Рамзана Кадырова -заслуга именно этой группировки.
То есть речь идет не о переброске армии, приспособленной только для открытого боя, а о достаточно подготовленных для борьбы с подпольем войсках. Причем вводятся они прицельно в Карабудахкентский район, где ситуация в последнее время выходит из-под контроля местных силовиков.
27 февраля в окрестностях села Какашура этого района были обнаружены убитыми и истерзанными пятеро охотников. Случай из ряда вон, так как обычно под прицел бандитов попадают сотрудники силовых структур, представители власти и духовные лидеры-неваххабиты.
А через несколько дней, не дождавшись 8 марта, представительница прекрасной половины человечества 26-летняя Аминат Ибрагимова подорвала себя у поста полиции в Карабудахкенте. Погибли пять полицейских. Так вдова убитого в феврале лидера каспийского подполья Заура Загирова отомстила за мужа и другого лидера, «амира» Дагестана Ибрагимхалила Даудова. Это он в прошлом году собирался устроить «новогодний теракт» на Красной площади. Вот только его жена Завжат сама случайно взорвалась в Кузьминках, а ее наперсница Зейнаб Суюнова была арестована и дала показания. Этим женщинам не удалось повторить подвиг жены предыдущего «амира» Марьям Шариповой, взорвавшей «Лубянку».
9 марта в том же Карабудахкентском районе был обстрелян вертолет внутренних войск Ми-8, преследовавший банду диверсантов. Он совершил аварийную посадку. Лесной массив был блокирован и прочесан. Но бандитам удалось скрыться - помогли известные до камешка гроты и пещеры.
Возможно, обстрел вертолета и послужил толчком для развертывания в этом районе Дагестана обширной контртеррористической операции, в которой будут участвовать войска из Чечни.
Некоторые комментаторы, такие как глава исламского комитета России Гейдар Джемаль, поспешили заявить, что действия чеченских солдат в Дагестане обострят отношения между двумя республиками. Но это заявление абсолютно несостоятельно, так как передислоцированные военные - это части российского МВД, в свое время точно так же переведенные в Чечню. Как подчеркивает пресс-секретарь Рамзана Кадырова Альви Каримов, «личный состав МВД Чечни несет службу в соответствии с планами обеспечения безопасности внутри республики, никуда ни большое, ни маленькое подразделение МВД ЧР не откомандировано».
Почти недельное присутствие дополнительного контингента войск МВД пока никак не сказалось на оперативной обстановке в Дагестане. Накануне в Махачкале был расстрелян студент-дзюдоист. А в Дахадаевском районе пятеро вооруженных ножами бандитов зарезали пациента больницы. Впрочем, республика большая, и усиление в одном районе не делает погоды по всему региону. Что касается именно Карабудахкента, то в его окрестностях, у села Губден, в минувшие выходные был обнаружен блиндаж боевиков с оружием, одеждой, листовками и экстремистской литературой. Там же нашли три ружья, принадлежавшие тем самым несчастным охотникам, зверски убитым в конце февраля.
Дагестанцы с тревогой ждут, какие действия будут предприняты прибывшими военными. В организации «Правозащита» полагают, что наведение порядка в республике силовым методом - тупиковый путь. Как заявила корреспонденту GTimes глава организации Гюльнара Рустамова, в республике «и без того достаточно военной техники, сотрудников правоохранительных органов и прикомандированных омоновцев, меняющихся каждые три месяца».
- Похоже, все идет к войне. Сказать, что какой-то порядок будет, не могу, - сказала правозащитница. - Буквально вчера мне позвонили и сообщили, что вчера вечером был убит молодой человек. Отвез жену в больницу, и его расстреляли из черной «Приоры» люди в масках и в камуфляже. Такое творится, и не знаешь, может, это правоохранительные органы, но тогда чем же они занимаются и каким образом они собираются наводить здесь порядок? А если это бандиты, то оттого, что сюда завезли две дивизии, толку нету. Главное, чтобы эти люди не переходили границы.
- Но это же части из Чечни, и там они почти справились с подпольем.
- Я не думаю, что они улучшат обстановку в республике. В Ханкале, где расположена известная военная база, был беспредел, пропадали люди. По-моему, сейчас в Чечне не спокойнее, просто там больше молчат об этом. До нас совсем другая информация доходит. Три года назад мы были в Чечне и встречались с матерями. Они сказали: лягте трупами, но не допустите войны.
- Вы уже планируете какие-то антивоенные акции?
- Нет, пока мы хотим понаблюдать. Никаких противоправных действий со стороны военных пока нет. Вот в районе Губдена у нас были митинги, там были найдены пятеро молодых людей, изувеченных, исколотых, расстрелянных, уши отрезаны. Родственники неофициально обвинили в этом московский ОМОН. А официальная версия - это были лесники, которых замучили бандиты.
Речь, похоже, идет о тех самых охотниках, с которых и началось обострение в Карабудахкентском районе. Но версия о том, что их убили солдаты, а не террористы, выглядит весьма странно, особенно в свете найденных в блиндаже ружей. А дальнейшее развитие событий в виде подкрепления войсками из Чечни говорит о том, что присутствующие там правоохранители с ситуацией не справлялись. Поэтому в Дагестан и нагрянули дополнительные воинские части.