В здании, расположенном на территории административного района Норагавит армянской столицы, в 1987 году по благословению Католикоса-Патриарха Всея Грузии Илии II была создана церковь Воскресения Иисуса Христа. Ее настоятелем является протоиерей Александр Шкарбаненко, который поведал нам об истории возникновения храма и традициях Грузинской Православной Церкви.
Изначально настоятелем церкви был игумен Георгий, который сейчас служит настоятелем Русской Православной церкви Александра Невского в городе Тбилиси.
"В 80-х годах русских было много в Армении, приход был очень большой, так что люди в церкви даже не помещались, поскольку площадь внутреннего помещения - шесть на двенадцать метров. В настоящее время прихожане - представители русской и грузинской диаспоры, их постоянное количество от шестнадцати до двадцати человек, по великим праздникам число прихожан доходит до пятидесяти", - сообщил нам отец Александр.
Прихожанами церкви являются русские, армяне, грузины и представители других национальностей, исповедующие православие и проживающие в Ереване. В 2004 году, по благословению афонских старцев и благодаря стараниям первого настоятеля церкви Покрова Пресвятой Богородицы, расположенной в столичном районе Канакер, архимандрита Макария, была явлена Чудотворная икона Миасинской Божьей Матери, покровительницы Всей Армении. По благословению старцев, которые находятся в скиту Святой Анны, было сказано: если не будет явлена икона Миасинской Божьей Матери в Армении, то православие здесь погибнет.
Икона Миасинской Божьей Матери считается поистине чудотворной. "Есть люди, которые свидетельствовали о своем исцелении. Люди были исцелены от раковых заболеваний, от бесплодия, люди были исцелены от лейкемии. Также, помимо физических недугов, которые исцеляет Пресвятая Богородица, люди исцелялись от душевных и духовных недугов. То есть приходили люди неверующие, а отсюда, по молитвам Пресвятой Богородицы, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, они уходили, наполненные верой", - рассказывает Отец Александр.
Читайте также: Армянская церковь в огне
Первый образ иконы Миасинской Божьей Матери был явлен 1400 лет назад в маленькой обители региона Малатиа в Западной Армении. "Есть не очень достоверные факты... Предположительно, с этой иконой в свое время пришли апостолы Фадей и Варфоломей", - сообщил настоятель церкви Воскресения Иисуса Христа. От этой иконы уже тогда происходили чудесные исцеления. Как сказал Отец Александр, во времена иконоборческой ереси Льва Армянина первоначальный образ иконы исчез из обители. Спустя сто лет ее обрели верующие: икона была поднята со дна Алазанового озера на территории Западной Армении. Куда она была унесена потом, до сих пор неизвестно.
В 2004 году исполнилось 1400 лет со дня второго обретения иконы. Освящалась она как раз в церкви Воскресения Иисуса Христа, в пасмурную погоду. Несмотря на хмурое небо, три молочных луча упали через окно прямо на икону, что было зафиксировано объективами фото- и видеокамер. "В этот же день произошло два чудесных исцеления. Исцелилась одна женщина от болезни Паркинсона. Мы знаем, что в медицине нет практики исцеления от этой болезни. Другая женщина была исцелена от кровотечения. После этого мы стали фиксировать очень благодатные исцеления. Пресвятая Богородица исцеляет заблудших, немощных людей", - сказал протоиерей.
Многие русские посещают церковь Воскресения Иисуса Христа неслучайно. Различий между Русской Православной и Грузинской Православной Церквями нет. "Православная Церковь использует один символ веры, который был принят на Вселенском соборе, различия абсолютно никакого, может быть, только в традиции. Скажем, в Грузинской Православной церкви одевают филонь - по преемственности от Греческой Православной церкви, а в Русской Православной церкви у филони есть поднятая возвышенность, которая называется голгофа", - объяснил отец Александр.
Абхазская церковь: между Москвой и Константинополем
По его словам, Российская Церковь простирается на большом пространстве, включая северные части, где дули ветра. Чтобы не задувало шею, нижнюю часть филони стали поднимать.
В последнее время мы забываем о преемственности Православной Церкви: она не делится ни на русскую, ни на грузинскую, ни на сербскую, ни на греческую. В центре Вселенной Православной Церкви стоит наш Господь Иисус Христос, поэтому умалять достоинство какой-либо Церкви, принадлежащей Грузии, России, Греции или Сербии, неправильно, считает протоиерей. "Сейчас часто сталкиваешься с тем, что Россия является Третьим Римом, четвертому не бывать, постоянно вопрос упирается в Российскую Православную Церковь, как в путь и светоч спасения. Но мы также знаем, что сама Грузия является монастырем под открытым небом, это не мои слова, а многих русских паломников. Она именуется "второй Палестиной", потому что многие святыни находятся и в Грузинской Православной Церкви: один из гвоздей, которыми был распят Иисус Христос. Там же находится часть пояса Пресвятой Богородицы. Мы знаем, что в прошлом году пояс Пресвятой Богородицы был привезен в Россию на поклонение миллиона верующих", - сказал отец Александр.
Не нужно забывать о том, что мощнейшее государство Византия, которое просуществовало более тысячи лет, пало потому, что греки выдвинули вопрос о том, что они являются центром Византии. "Поэтому, когда мы производим разделение Церкви, когда поднимаем национальные вопросы, надо помнить, что Церковь - кафолическая, то есть не имеющая границ, пространства, принадлежности к народам и национальностям", - подчеркнул настоятель.
Читайте по теме: Абхазская Церковь раздора
Из святынь, принадлежащих Грузинской Православной Церкви, наш собеседник отметил могилу Святой Седонии, которая погребена с хитоном Иисуса Христа, на территории грузинского города Мцхети. Есть предание о том, что Седония выйдет с этим хитоном встречать Господа. Согласно Евангелию, "когда Иисус был распят на кресте, но еще был жив, солдаты, сторожившие его, уже начали делить одежду Иисуса, бросая жребий, кому что взять". Однако риза Христа так и осталась неразделенной. Она досталась одному сотнику, который привез этот хитон в Грузию. Седония, взяв хитон, спросила: как там Господь наш? Когда сказали, что Господь умер, она тоже умерла от горя. Хитон находится в храме Светицховели. В этом храме в основном происходит хиротония епископов, архиепископов, то есть высших церковных чинов. В советские времена пытались произвести раскопки, чтобы поднять тело Святой Седонии, но оттуда, как говорят, стали вырываться языки пламени.
До начала 80-х годов на территории, прилежащей к церкви Вознесения Иисуса Христа, располагались военные склады. Состояние здания храма, по заверению Отца Александра, хорошее, внутреннее обустройство создано в аскетичном образе, нет фресок, но есть иконы, приобретенные милостью Божьей, на пожертвования прихожан. Само строение очень древнее, относится приблизительно к 1640 году. Изначально помещение было в не очень хорошем состоянии. Однако на протяжении определенного периода церковь посещал человек, которого называли дедушка Мартирос. На свои средства, по мере возможностей, он восстанавливал эту церковь, как и церковь Святого Георгия, принадлежащую Армянской Апостольской Церкви.
Протоиерей Александр рассказал, что однажды церковь посетила американка, жительница штата Колорадо, которая была католичкой. Зайдя внутрь здания, она расплакалась. Это были слезы благодати. "Я побывала во многих церквях, путешествовала по всему миру, но такой чисто христианской церкви я не видела", - сказала женщина.