Грузинский МИД назвал российскими спекуляциями заявления выходцев из Самцхе-Джавахети об отделении армянонаселенного края в случае вступления Грузии в НАТО. Тбилиси держит национальные меньшинства за горло, а потому уверен в поддержке ими официального курса. Однако Джавахкская диаспора России предупреждает: игнорирование интересов армян чревато дальнейшим расколом страны. Не добившись автономии, джавахкцы, если на их землю ступит нога турецких солдат Североатлантического альянса, провозгласят свое государство, как это сделали абхазы и осетины.
Если забубенного грузинского националиста спросить, почему Грузия потеряла Абхазию и Южную Осетию, он обязательно начнет рассказывать о корыстной и агрессивной России, которая начала раздавать в этих регионах свои паспорта. Почему эти паспорта абхазы и осетины предпочитали грузинским документам, националист не задумается. И только некоторые грузинские эксперты покаянно признают: Тбилиси сам отпугнул бывшие автономии, проигнорировав интересы их жителей, в том числе их ориентацию на Россию.
Сейчас история грозит повториться, но уже с другим этническим меньшинством - армянами в крае Самцхе-Джавахети. Теперь уже они переживают, что вступление Грузии в НАТО идет вразрез с их чаяниями, а потому они тоже будут вынуждены начать сецессию. Заявление об этом прозвучало из уст джавахкцев, эмигрировавших в Россию. Сделано оно было еще в декабре прошлого года, но сейчас публикации на эту тему появились в российских СМИ, и грузинский МИД счел необходимым прокомментировать возможность появления еще одного государства на территории страны.
Замминистра Нино Каландадзе на традиционном брифинге в понедельник, как и подобает забубенному грузинскому националисту, назвала статьи о Самцхе-Джавахети "спекуляциями", которые объясняются "заинтересованностью России максимально отдалить Альянс от соседних стран и создать напряженности между этническими группами в Грузии". Чиновница рассказала, как прекрасно грузинское правительство интегрирует нацменьшинства и как спокойно в местах их компактного расселения. И вообще, по ее мнению, армянам нечего волноваться, ведь Ереван и сам "очень активно сотрудничает с Альянсом, и трудно представить, почему это может быть угрозой для кого-то".
Этот вопрос об угрозе, которую представляет собой НАТО для Джавахка, корреспондент GTimes переадресовала лидеру Джавахкской диаспоры России Агаси Арабяну.
- В нашем заявлении мы сделали акцент на том, что в 2008 году, когда вместе с выборами президента проводился плебисцит, армяне края Самцхе-Джавахети априори не могли проголосовать за вступление Грузии в НАТО. Мы хотим показать, что результаты были сфальсифицированы, - ответил Арабян. - Народ не мог высказаться "за". Рядом Турция. Это одна из ведущих баз НАТО, и если Америка свою базу в Грузии не откроет, то придут турки. Всем понятно, что армяне за это не могли проголосовать. Если же турки все-таки войдут в Грузию, мы естественно будем ставить перед мировым сообществом вопрос о сецессии. Зачем нам такое государство, если оно не учитывает мнения коренного населения? Что касается Армении и России, то вопрос об их вступлении в НАТО не стоит. Конечно, если бы и в Грузии стоял вопрос только о сотрудничестве, то это бы не вызывало беспокойства.
- Ранее вы подчеркивали, что армяне Самцхе-Джавахети не стремятся к отделению, а только требуют создания автономии. Теперь же ДДР объявляет о готовности создать еще одно государство на территории Грузии. Что заставило вас изменить требования?
- Мы и сейчас не требуем отделения. Нас могут вынудить это сделать, но это не значит, что мы сейчас создаем какое-то новое государство. Мы по-прежнему настаиваем на предоставлении краю Самцхе-Джавахети более широкого самоуправления. Не понимаю, почему так болезненно грузинский народ воспринимает слово "автономия". Если оно так раздражает, его можно заменить штатом или федеральным округом, как в Германии. Когда у нас будут честно избранные нами власти, мы там сами будем решать вопросы демографии, экономики. Появятся инвестиции, ведь диаспора будет знать, что нас не выдворяют, не выгоняют, и туда можно вкладывать деньги. Хочу обратить внимание, что мы недавно выступили с обращением объединиться во благо национального спасения Грузии. Идет ее экономическая аннексия тюрками. На днях они заявили, что создали свой азербайджанский общественный парламент. Идет исламизация. Под видом турков-месхетинцев непонятно кто заселяется в регион Самцхе-Джавахети, ведь те, кто подлежит репатриации, уже еле живые, многие ходить не могут. Нефтедоллары и ненависть всем глаза залепили! Поверьте, сердце кровью обливается от бессилия и понимания, что ждет нашу страну. Впереди парламентские выборы. Они должны пройти честно справедливо, и мы хотели бы, чтобы новое движение и этим тоже занималось. Пока никто, к сожалению, на наше обращение не отозвался.
- Каландадзе полагает, что за вашими заявлениями стоят интересы России, а не грузинских армян.
- Мы неоднократно говорили и снова повторяем, в Джавахке, как и во всей Грузии нет свободы слова. Многие национальные лидеры или вынужденно покинули край, или живут под "колпаком" силовых структур. Кто смеет говорить о недостатках Грузии, вносятся в "черные списки". Я, например, больше не могу ездить на Родину. Меня просто не впускают, без объяснений. Скоро Пасха, а я не могу навестить могилу моих родителей. И я не один в таком положении. В крае нет национальных партийных и общественных организаций, люди под давлением и напуганы, применяются репрессивные воздействия на инакомыслящих. Спрашивается, как в таких условиях можно донести боль и чаяния местного армянского населения до широкой общественности? Вот поэтому сегодня о проблемах Джавахка возможно говорить только из-за рубежа. Причем здесь Россия? Это просто трюк, дабы перевести внимание общественности на "врага" в лице России.
- А вот Нино Каландадзе утверждает, что Тбилиси проводит успешную политику в отношении этнических меньшинств, и в Джавахке нет напряженности. Вы можете привести примеры, опровергающие это заявление?
- В Джавахке нарушаются права коренного армянского народа. Мы об этом не раз говорили и будем повторять, пока есть политические заключенные в лице Ваагна Чахаляна, пока власти отказывают в признании армянского языка на территории Джавахка как регионального, пока ущемляются гражданские и религиозные права армян Джавахка, пока закрываются армянские школы и сокращаются часы преподавания родного языка, пока без учета интересов армян искусственно меняется демография края, пока уничтожаются и не возвращаются культовые и религиозные сооружения.
Конфликт интересов между армянами Джавахка и ее правительством налицо, но признать это у официального Тбилиси нет ни желания, ни смелости. Вот и приходится по обыкновению списывать все на "происки Кремля".