Мужчина и женщина

"Хизб ут-Тахрир" освободит Ингушетию?

Ваххабиты в Ингушетии сдают позиции другим радикалам. Правоохранители нашли в республике приверженцев другого радикального течения ислама - "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", или "Партии исламского освобождения". Среди четверых задержанных в доме, где была запрещенная в России литература этой экстремисткой "партии", оказался и бухгалтер правозащитной организации "МАШР" Мурад Яндиев. Впрочем, глава НПО Магомед Муцольгов заявил GTimes, что это было чистой случайностью. А о "Хизб ут-Тахрир" в республике пока никто не слышал.

Мурад Яндиев, бухгалтер "МАШРа", пропал внезапно почти неделю назад. Лишь на следующий день выяснилось, что он в ГОВД города Назрань. Его навестили члены Общественной наблюдательной комиссии по контролю за местами содержания задержанных и арестованных Абабукар Цечоев и глава "МАШР" Магомед Муцольгов. Яндиев был задержан вместе с тремя молодыми ингушами. На всех были следы побоев. Силовики заподозрили их в принадлежности к экстремистской исламской организации "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" и не церемонились.

Магомед Муцольгов в интервью GTimes заявил, что Мурад Яндиев оказался в этой компании совершенно случайно, "поехал в гости". "Сейчас он находится в следственном изоляторе временного содержания Малгобекского района. Он задержан временно, на шесть суток, якобы за административное правонарушение - неподчинение законным требованиям сотрудников полиции. Сегодня вечером истекает срок его временного задержания", - сообщил Муцольгов.

Сам глава "МАШРа" с арестованными не знаком и никогда не встречал в Ингушетии членов организации "Хизб ут-Тахрир". "Я даже это название с трудом выговариваю, потому что никогда не слышал", - отметил наш собеседник.

Между тем факт ареста сотрудника ингушской правозащитной организацией был широко растиражирован информационными агентствами со ссылкой на МВД республики. Подчеркивалось, что родной брат Мурада Яндиева, Заурбек Мухамедович находится в федеральном розыске за участие в нападении банды Шамиля Басаева на Ингушетию в 2004 году. Трое других арестованных - Аслан Беков, Алисхан Пугоев и Тамерлан Торшхоев - безработные. Пугоев ранее подозревался в хранении наркотиков. "У указанных лиц была найдена в большом количестве литература, изданная запрещенной на территории РФ организацией "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" (Партия исламского освобождения)".

В "МАШРе" обвинения в адрес главного бухгалтера сочли попыткой давления на организацию. Тем более что при посещении общественной комиссией ГОВД Назрани начальник отделения Мовсар Тамбиев, по словам Муцольгова, угрожал уничтожить и "МАШР", и самого Магомеда Муцольгова вместе с семьей.

Президент республики Юнус-бек Евкуров, встречаясь на следующий день с блогерами, заявил им, что силовики действуют в отношении правозащитников по своему усмотрению, лишь прикрываясь его именем. А по поводу Яндиева он тоже отметил, что бухгалтер оказался случайно дома у человека, за которым два месяца шла слежка. Правоохранители вычислили, что там собирается ячейка запрещенной организации "Хизб ут-Тахрир".

У блогеров это объяснение вызвало скептическую реакцию. Если раньше молодых людей в Ингушетии могли без суда и следствия расстрелять при подозрении в ваххабизме, то теперь у силовиков появилась новая "легенда" - участие задержанных и убитых в "Хизб ут-Тахрир".

Об этой организации, созданной 1952 году в Иордании и добивающейся создания "Всемирного исламского халифата", на Северном Кавказе пока известно мало. Как утверждает научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов, местные мусульманские течения долгое время не позволяли "Хизб ут-Тахрир" широко развернуть свою деятельность на Юге России: "Все постсоветские годы тут не было зарегистрировано ни одной устойчивой ячейки этой партии. Однако ослабление ваххабитов в результате целенаправленных репрессий привело к тому, что ячейки "Хизб ут-Тахрир" с 2007-2008 года успешно действуют в Дагестане и, возможно, в других регионах Северного Кавказа".

Исламовед Роман Силантьев появлению хизбутовцев в Ингушетии не удивлен. "Организация действует на Северном Кавказе, хотя меньше, чем в других регионах. В основном она орудует в Поволжье, на Урале, в Сибири, где периодически сажают ее последователей", - заявил эксперт корреспонденту GTimes. От ваххабитов хизбутовцы отличаются разным пониманием халифата, но те и другие используют похожие методы. Более того, Силантьев считает, что "Хизб ут-Тахрир" тоже можно отнести к ваххабизму, если под этим словом понимать все экстремистские течения исламского происхождения. "И те, и другие дестабилизируют ситуацию", - отметил эксперт, не приведя, впрочем, ни одного примера теракта в России, организованного последователями "Хизб ут-Тахрир".

Официально эта организация объявила своими методами идеологическую и политическую борьбу, исключив терроризм. Однако в Средней Азии ее последователей считают причастными к различным терактам и регулярно отправляют за решетку. В Европе некоторые страны запретили ее публичную деятельность, но оставили легальным членство в организации.

В России "Партия исламского освобождения" запрещена с 2003 года. Как говорят представители традиционного ислама в Башкирии и Татарстане, после этого в исламских республиках стало спокойнее. Хизбутовцы больше не мешают имамам, не превращают проповеди в бедлам. В то же время такие правозащитные организации, как информационно-аналитический центр "Сова" и движение "За права человека" считают "Хизб ут-Тахрир" запрещенной незаконно, а всех арестованных за приверженность ее идеям называют политзаключенными.

Во что выльется чтение хизбутовской литературы для задержанных 29 февраля ингушей, скоро станет известно. Мураду Яндиеву вроде бы обвинения в экстремизме уже не грозят. МАШР полностью отмежевался от "Хизб ут-Тахрир". Тем не менее Магомет Муцольгов выступил с открытым обращением, в котором публично обвинил республиканские силовые структуры в давлении, несмотря на прозрачность источников финансирования и регулярных отчетах ингушской правозащитной организации перед федеральными органами власти.