Мужчина и женщина

Боевики Дагестана остались без Олимпиады

Боевики Дагестана остались без Олимпиады. 26600.jpeg

Москва передумала стабилизировать обстановку в Дагестане с помощью юношеской Олимпиады, которую местные власти готовы были принять у себя в 2018 году. Почетная роль Махачкалы была бы сопряжена с большими расходами, которые могут не оправдаться в дальнейшем. А ведь на тот же год намечен и другой затратный международный турнир в России - чемпионат мира по футболу. Так что дело вовсе не в безопасности, которую, кстати, Дагестан уже не раз обеспечивал во время международных состязаний в республике.

Дагестан почти год был окрылен идеей провести у себя юношеские Олимпийские игры 2018 года. К этому благодушно относились в Москве, и 1 марта российское правительство должно было приступить к рассмотрению дагестанской заявки. Но срок пришел, а заявка таки не поступила. По мнению некоторых дагестанцев, республиканские власти так заняты предвыборной подготовкой, что просто не успели оформить свое предложение. "Видно, в Москве решили, что к 2018 году мы тут друг друга перестреляем", - иронизируют другие.

Между тем федеральные газеты со ссылкой на источник в Кремле сообщают совсем о других причинах, по которым Дагестану не досталась юношеская Олимпиада. Российским правителям показалось не по карману провести в один год два крупных спортивных мероприятия, ведь на 2018 год уже намечен и Чемпионат мира по футболу в 13 городах страны. По предварительным подсчетам, только на строительство и реконструкцию спортивных объектов России будет потрачено около 640 миллионов долларов. А ведь придется еще и обновить инфраструктуру. В итоге чемпионат по стоимости может оказаться даже дороже, чем зимняя Олимпиада в Сочи в 2014 году.

Юношеская же Олимпиада, конечно, была бы менее дорогой, но и менее окупаемой. Как отмечал спортивный эксперт Геннадий Швец, эти соревнования менее популярны у болельщиков. Имена спортсменов тоже малоизвестны. Поэтому крупные спонсоры, такие как Coca-Cola или McDonald's, их игнорируют. Кроме того, построенную специально к Юношеским играм инфраструктуру надо будет содержать и после 2018 года, а это тоже дорого.

Желание вложить деньги в инфраструктуру республики ради проведения Олимпиады высказывали дагестанский олигарх Сулейман Керимов, владеющий "Нафта-Москвой", руководство госкомпании "Курорты Северного Кавказа" и совладелец Новороссийского морского порта Зиявудин Магомедов.

Керимов планировал построить в Махачкале многофункциональный стадион за 450 миллионов долларов, футбольные поля, тренировочные базы, в том числе для купленного им клуба "Анжи", и два пятизвездочных отеля. Теперь эти проекты под вопросом, как и перспективы участия в спортивном строительстве Зиявудина Магомедова.

А вот ОАО "Курорты Северного Кавказа" уже заявило, что от своих планов по развитию туристической инфраструктуры в Дагестане не отказывается, несмотря на то, что юношеской Олимпиады в 2018 году не будет. Совет директоров этой госкомпании возглавляет вице-президент Олимпийского комитета России Ахмед Билалов, который за развитие родной республики болеет всем сердцем. Он горячо поддерживал идею проведения Юношеских игр в Дагестане. "Никто не знает, что самый большой по протяженности курорт России - это Дербент. Никто не знает, что Дагестан - родина 16 олимпийских чемпионов и 40 чемпионов мира. Что российский Северный Кавказ дал миру 50 олимпийских чемпионов и 200 чемпионов мира в разных видах спорта. Не каждая страна может похвастаться хотя бы одним чемпионом", - подчеркивал он, обещая, что если не в 2018 году, то в 2022 точно Дагестан завоюет право принимать Юношеские игры.

В Министерство по физической культуре и спорту Дагестана корреспонденту GTimes заявили, что очень хотели принять юношескую Олимпиаду, писали письма и ждали положительного решения федерального центра. "К нам недавно Валентина Матвиенко приезжала, тоже поддерживали эту идею", - напомнил главный специалист министерства Тимур Багадзиев.

Председатель Совета Федерации была в Дагестане лишь две недели назад. Она встречалась со спортсменами, осматривала Дворец спорта имени Али Алиева в Каспийске. Тогда же Матвиенко заявила, что республика просто обязана подать заявку на проведение Игр. "Сам факт ее подачи уже вынудит власть - и федеральную, и региональную, и местные органы власти - развивать спортивную инфраструктуру, создавать новые спортивные объекты. Даже если допустить, что в 2018 году республика не получит права на проведение Игр, то в следующий раз получит... В конце концов, надо показать, что Дагестан - это республика, которая живет мирной, созидательной жизнью, в которой стабильная обстановка, спокойная".

Спокойной обстановку в республике, конечно, не назовешь. Почти ежедневно там идут бои местного значения между сотрудниками МВД и бандподпольем. Однако это происходит в основном в горной и лесной части Дагестана. А в городах местные власти способны обеспечивать порядок, тем более во время международных соревнований. Кстати, такие мероприятия здесь вовсе не редкость.

"Недавно у нас проходили Международный турнир имени Алиева по вольной борьбе, Международный турнир по боксу, Межконтинентальный кубок по вольной борьбе. В городе Хасавюрте на днях завершился международный турнир по дзюдо на призы Владимира Путина. Безопасность на них обеспечиваем", - отметил Багадзиев.

Можно не сомневаться, что ради юношеской Олимпиады Махачкала загнала бы боевиков высоко в горы и глубоко в леса. Но российскому бюджету сначала надо пережить Олимпиаду в Сочи в 2014 году, да выполнить уже взятые обязательства по проведению Чемпионата мира по футболу. А там видно будет.