Мужчина и женщина

Сирия голосует за Асада

Сирия голосует за Асада. 26566.jpeg

Вчера в Сирии прошел референдум, посвященный изменениям в Конституции, которые позволят сделать политическую систему более гибкой. Результаты уже известны: 89,4 % голосов за введение поправок в главный Закон страны. Благодаря этим нововведениям закончится эпоха гегемонии партии "Баас". Но хватит ли этого для спасения самого Асада?

Большинство избирательных участков на вчерашнем референдуме оказались недоступны турецким и другим иностранным средствам массовой информации. Местные службы безопасности ограничили их допуск, и журналисты сумели посетить лишь Дамаск, за пределы которого они не могли выезжать. Поэтому большинство комментаторов дают скептические оценки относительно итогов референдума.

Сирия, живущая теперь в условиях жестких экономических санкций со стороны международного сообщества, проголосовала на референдуме за поправки к Конституции, которые позволят закончить 50-летнюю историю гегемонии режима партии "Баас". В голосовании приняли участие 57,4 процентов жителей страны, и почти все они - 89,4 процента - поддержали изменения, предложенные Башаром Асадом.

Урны для голосования открылись вчера в семь часов утра. Избирателей в стране - около четырнадцати миллионов. Было открыто почти четырнадцать тысяч избирательных участков.

Референдум проходил на фоне некоторого улучшения позиций правительственных сил. За последние две недели были подавлены несколько мятежных точек в разных районах Сирии. Однако чрезвычайное положение за пределами Дамаска никто не отменял.

Несмотря на проведение плебисцита, власти не объявляли выходной день. Как говорят журналисты, среди голосовавших было очень много людей в военной форме. А в самом центре города, чуть ли не специально для камер зарубежных каналов, в разгар голосования проходил митинг сторонников правительства, которые требовали поддержать референдум.

Ожидается, что сирийские власти заявят о всеобщей поддержке внесения поправок в Конституцию и объявят о проведении новых выборов в течение ближайших трех месяцев.

Корреспондент турецкой газеты Hurriyet покинул официальный пресс-тур и заехал на один из участков для голосования. Он сообщил, что к 16 часам, за три часа до окончания референдума, на этом участке проголосовало 720 человек, когда в списке избирателей значилось около тысячи человек. Но за те полчаса, в течение которых журналист находился на участке, ни один человек не проголосовал.

Теперь самый главный вопрос - это легитимность референдума. Признает ли его итоги оппозиция и внешний мир? Власти утверждают, что проект референдума подготовили совместно с "мирной оппозицией", но сама оппозиция уже заявила о том, что не признает референдум, и добавила, что режим партии "Баас" не уважает даже существующую Конституцию.

Наиболее спорные моменты проекта новой Конституции, подготовленной 29 членами комиссии, касаются ограничения полномочий президента двумя семилетними сроками. С одной стороны, это прорыв, поскольку до сих пор лидер Сирии мог оставаться у власти пожизненно. Но другая статья в значительной степени перечеркивает этот успех. В ней говорится, что новые нормы Конституции вступят в силу только после президентских выборов 2014 года. Таким образом, сам Башар Асад сможет оставаться у власти до 2018 года. А это никак не устраивает оппозицию.

Несмотря на нарастающее недовольство оппозиции, президент Сирии Башар Асад верит в успех состоявшегося референдума. Он заявил, что Сирия "подверглась настоящей информационной агрессии", но, несмотря на превосходство противников в эфире, "здесь, на земле, мы оказались сильнее".

Еще до оглашения итогов волеизъявления сирийского народа госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что Вашингтон считает референдум "циничной уловкой", к которой прибег Асад. Глава внешнеполитического ведомства отметила в интервью телекомпании Си-би-ес, что это - "липовый" референдум, результаты которого будут использованы президентом Сирии для оправдания тех действий, которые он предпринимает в отношении сирийских граждан".

При этом она подчеркнула, что цель США остается прежней - убрать от власти Асада. "Иногда для свержения жестоких режимов требуется время, и за это приходится платить человеческими жизнями, - продолжила госсекретарь. - Я бы хотела, чтобы люди, окружающие Асада, осознали, что с ними все равно будет покончено, хотя это может произойти не завтра и не на следующей неделе". В то же время госсекретарь уверяла, что США не намерены осуществлять военную интервенцию в Сирии по ливийскому сценарию.